На днях прочел второй том «Проект «Германия». Но отзыв даже не столько на эти две книги, сколько на все творчество Мартьянова. Очень «характерный» писатель, с ярко выраженным стилем, который имеет, на мой взгляд, как положительные, так и отрицательные черты.
Если оценивать в общем, Мартьянов для меня - один из самых читаемых российских фантастов. Знаком с его творчеством давно, еще с 90-х и Олафа Локнита. Читаю все, что он пишет, в то же время, есть несколько романов, которые «наисилил» и забросил где-то на половине, ибо все характерные минусы возобладали над плюсами. «Роман с Хаосом», например, так и не знаю, чем там весь тот шабаш закончился.
Но вначале - о безусловных достоинствах книг.
У автора легкий, приятный слог и чрезвычайное внимание к деталям. Если упоминаются модели самолетов на аэродроме, можно не сомневаться, что именно такие машины могли там стоять. При этом техническими мелочами книга не пересаливается, приятные подробности аккуратно разбросаны по страницам и ловко заманивают читателя вглубь книги. С первых страниц очень живописно выстраивается логичный мир книги. Несколько штрихов - и история обретает глубину, еще пара якорей и мы проваливаемся в книгу полностью.
Der Architekt по этим параметрам набирает максимум очков. Интересное бытописание рейха, несколькими яркими мазками нарисованны исторические персонажи (да еще какие!) Множество западающих в память моментов… «Без иллюзий» поинтереснее «Германии», но хороши оба, особенно первые главы книг. Но вот дальше все сложнее…
Главная (моя) претензия к автору: его категорическое нежелание описывать кульминацию сюжета, грандиозную встречу всех тех сюжетных ниточек, которые наконец-то сходятся в конкретном узелке истории. «А о том, как закончилась Великая битва между Добром и Злом я узнал наутро из газет» Вымышленная цитата, подходящая почти для всех книг. Гителра взорвали (спойлер), Валькирией волнения подавили. Где все? Развязка подается очень буднично. Понятно, что как бы реализм - в жизни все именно так и бывает. Но это же развлекательная литература, хочется американских горок, тем более там, где они по логике и должны присутствовать.
Плюс (точнее, минус), часто в сюжете без смысла и логики кочует по разным временам и континентам персонаж, который на этапе генерации героев чем-то очень приглянулся Мартьянову, и теперь он - постоянный участник всех основных сюжетных линий. Причем это может касаться даже отдельных книг. Например, «Охранитель» - пожалуй, самая лучшая книга Мартьянова. Цельный сюжет, крепкая историческая подложка, оригинальная развязка. Но при всем при этом самостоятельный сюжет буквально за уши пришит к другой серии. В книге участвует (зачем?) один из персонажей «Наследника». Или, применительно к Der Architekt: бедный товарищ Шмулевич, которого родная партия раз за разом бросает в самые интересные (Мартьянову) исторические параллели. Что такого Шмулевич успел сделать в Персии, что оправдывало бы описание его дороги туда и обратно? Ничего. Просто автору комфортно находясь в одной и той же аватаре, перемещаться по своей вселенной.
Но, если закрыть глаза на все рояли в кустах, книги Андрея Мартьянова читать интересно, а это главное. Пара слов о оформлении: обязательно купите бумажные книги, они великолепны! Когда оцените обложку, иллюстрации, верстку, спросите себя: держали ли вы когда-нибудь в руках что-то круче Der Architekt? Интересно, каким будет 3 том, белый верх, черный низ?
Моя оценка всей серии 8 из 10 (если по отдельности, первый том - 9, второй - 7)