Прочел осилил «Символическую историю…» французского ученого-медиевиста. В книге очень много фактов, любую страницу Истории можно было бы превратить в отдельную запись в блоге.
Я
уже приводил забавные факты из этой книги, настолько сильным была связь в Средневековье между звучанием слова и его значением. Мысль о неотделимости символизма в обыденной жизни рядового человека, его обычных рассуждениях, поступках или увлечениях красной нитью проходит через всю книгу.
Сознательно отметая негативные и сексуальные аспекты символики оленя*, Отцы и теологи превращают его в чистое и целомудренное животное, олицетворение доброго христианина, атрибут или субститут** Христа наряду с агнцем или единорогом. Ради этого они смело играют на созвучии слов, сближая servus*** и cervus****: олень - это Спаситель.
* Олень в средние века, как и в греко-римской Античности, остается устойчивым символом похотливости и сексуальности. Многие священнослужители запрещают своей пастве «изображать оленя», то есть во время карнавала или традиционных праздников переодеваться в оленя и, выставляя напоказ свой огромный половой член, имитировать соитие.
** Замена, замещение.
*** Слуга (лат.)
**** Олень (лат.)
Сноски - тоже из книги, их очень много, «Символическую историю…» невозможно (да и неинтересно) читать быстро. Каждая глава - самостоятельный научный труд. Некоторые главы, например, про шахматы «идут» хорошо. Помогает более свободное владение темой, нежели, допустим, о средневековой охоте.
Если бы стояла задача выразить всю книгу 1-2 фразами, то, несомненно, это были бы следующие:
Объяснение или обучение в Средневековье состоит, прежде всего, в поиске и разгадывании скрытых смыслов… История - это не только то, что произошло, но и то, что из этого сделали.
Иногда умозаключения уважаемого автора хочется поставить под сомнение. Например:
Прежде всего христиан смущают само развитие шахматной партии и ее финальная цель - одержать победу, поставив королю противника «мат». Такое поведение совершенно противоречит обычаям феодальных войн, где королей не принято было брать в плен или убивать и где битвы в действительности не были решающими, ни в том, ни в другом смысле.
А как же пленение в 1192 году Ричарда Львиное Сердце австрийцами? В столетнюю войну пленение какого-нибудь знатного дворянина было чуть ли не главной целью любого крупного сражения. Вспомним хотя бы итоги
битвы при Невиллс-Кроссе и др.
Христианский король мог иметь нескольких советников, но не мог иметь нескольких жен; при этом, как и в современных правилах, «продвижение» пешек превращало их в королев, и потому число последних на шахматной доске имело тенденцию возрастать. Поэтому пешки, прошедшие все поле, стали именоваться «дамками», а «королевой» стали называть только одну фигуру, составляющую пару с королем.
Еще несколько интересных цитат. О том, как придумали имя условному животному и лишь потом слову было приравнено реальное существо:
С того момента, как лев приобретает выраженное христологическое значение и улучшает свои позиции во многих сферах, перед писателями и художниками встает щекотливый вопрос: а как же быть с негативными характеристиками льва? Что делать с плохим львом, о котором твердят Книга Псалмов, святой Августин, Отцы Церкви, а вслед за ними и значительная часть представителей церковной культуры раннего Средневековья? На рубеже XI-XII веков было найдено решение: из плохого льва сделать отдельное животное, со своим собственным именем, так, чтобы не путать его со львом христологическим, который уже практически занял трон царя зверей. Таким «запасным» животным становится леопард.
О справедливости в судопроизводстве:
Преступление это было совершено в начале января. Младенцу было около трех месяцев; его звали Жан Ле Мо, и его отец был каменщиком. «Празднобродная» свинья, хозяева которой нам неизвестны, обглодала руку и часть лица ребенка, «от чего тот умер». Процесс длился девять дней, в течение которых свинью нужно было кормить, а также надзирать за ней. У свиньи был адвокат. Пользы от него было немного - да и задача у него, по правде сказать, была нелегкая - и его «клиентку» приговорили к смерти, нанеся ей перед этим те же увечья, которые она причиняла жертве… Приговор был зачитан животному в тюрьме, точно мужчине или женщине. Впрочем, священника, который мог бы выслушать исповедь свиньи, никто не пригласил.
В 1457 году, в Савиньи-сюр-Этан в Бургундии одна свинья созналась (!) под пыткой, что убила и частично сожрала пятилетнего Жеана Мартена, разделив эту трапезу со своими шестью поросятами.
О своей, непохожей на современную системе восприятия цветов (туда же: синий - самый теплый, а не холодный цвет и т.п.):
Нам кажется неоспоримым, что зеленый располагается где-то между желтым и синим. Однако для средневекового человека это не имеет никакого смысла. Более того, вплоть до XV века ни в живописи, ни в красильном деле мы не найдем ни одного рецепта получения зеленого цвета путем смешения желтого и синего.
В целом неплохая книга, прочитал не без удовольствия. Ряд глав разбирать было довольно утомительно. Зато некоторые (например, о романе «Айвенго», о шахматах, об истории цвета) хотелось немедленно перечитать. Ставлю 6 из 10.