Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение - значит что-то идет не так
Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах - отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем продолжение этого разговора, в ходе которого отец Паисий ответил на вопросы, которые прислали наши читатели.
- Допустимо ли использование монахами современных технологических достижений: мобильных телефонов, интернета и т.д.?
- Зависит от цели, с которой они будут применяться. Ведь одну и ту же вещь можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому прежде чем начать применять какой-то инструмент, средство или предмет, надо взвесить, какой от него будет вред и какая польза.
Вспомним слова Господа: «Дерево познается по плоду»
1. Соответственно если в результате использования какой-то вещи человеку причиняется духовный вред, значит и она сама является [для него] вредной и опасной.
- Что главное для монаха?
- Главное - это послушание. Из него рождается смирение, а из смирения - все остальные добродетели.
- Как вести себя человеку в случаях, когда он узнает о тяжком грехе кого-то из начальствующих (монах об игумене, прихожане о священнике, иереи об епископе и т.д.)? Многих это не только огорчает, но и приводит к унынию, осуждению, раздражению…
- Есть только один способ помочь начальствующим. Если у нас действительно есть подлинная христианская любовь - мы должны за них молиться: просить у Бога просветить их и привести к покаянию. В таких ситуациях не поможешь ни осуждением, ни замечаниями, ни разговорами. Лучший способ помочь другому человеку - помолиться за него.
- Сейчас многие переносят свое негативное отношение к отдельным священникам на всю Церковь. Или могут отказаться проявлять уважение к иерею на том основании, что он грешник.
- Целуя руку священнику ты почитаешь не его лично, а его сан. Неправильно насмехаться над ним и относиться к нему с иронией и непочтением.
Вспомним, что сказал Господь о книжниках и фарисеях: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают»
2. Так следует поступать и нам: относиться ко всем без исключения священникам уважительно и с почтением (ведь они стоят у Престола и совершают Божественную Литургию) и подражать им в их добрых делах. Если же кто-то из иереев совершит что-нибудь худое, ему в этом не надо ни подражать, ни осуждать его за это. За него следует молиться.
Вообще относиться к грешнику следует с сочувствием, любовью и состраданием. Нельзя превозноситься, глядя на его падение, считая себя лучшим и более добродетельным. Не будем забывать, что если мы и достигли какого-то духовного прогресса, то сделали это не сами по себе, а с Божией помощью.
- Часто приходится бороться с искушением сделать кому-то замечание. Например, во время богослужения: нам может казаться, что кто-то не так крестится, кто-то (как нам кажется) напоказ совершает земные поклоны, кто-то вообще не кланяется…
- Не будем забывать, что мы видим только внешнее поведение человека, а что у него на сердце - знает только Бог.
А делать выводы только лишь по внешнему виду и поведению человека - великая несправедливость.
- Часто в храме можно наблюдать такую картину: люди стоят в очереди, чтобы поклониться какой-то святыне, а очередной человек, который подошел к ней приложиться, начинает творить земные поклоны или долго у нее стоит, задерживая всех остальных…
- Это неправильно. Христианин не может думать только о себе. Любой свой поступок он должен соотносить с интересами своих ближних. Думать в первую очередь о других и в последнюю о себе. В данном случае какая будет польза, если он сделает у иконы десять земных поклонов, при этом вольно или невольно вызывая у ожидающих в очереди раздражение или даже негодование?
Если мы хотим быть христианами, мы должны любить друг друга, прощать друг друга и помогать друг другу.
Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение - значит что-то идет не так. Возьмем ту же ситуацию с человеком, который надолго остался у святыни и тем самым задержал всю очередь. Нам не следует на него раздражаться. Откуда мы знаем, может у него какое-нибудь горе или умер кто-то из его близких? Кто дал нам право осуждать его и отказывать в праве помолиться лишнюю минуту у иконы или мощей?
«В терпении вашем стяжите души ваши»
3, - говорит Господь. «Претерпевый до конца, той спасен будет»
4.
- Как воспитывать детей?
- В основе любого дела должна лежать любовь. Если ты делаешь детям замечание с любовью - оно принесет им пользу. Если учишь их с раздражением, желая силой подчинить их волю себе - не добьешься ничего. Разговаривать с ребенком, пребывая в состоянии гнева, нельзя.
Почему люди бывают лицемерными? Не говорят все начистоту, скрывают свои истинные чувства и намерения?
Чтобы человек стал искренним, он должен сначала очиститься. Прямота - это свойство человека, который живет в правде, то есть во Христе.
В молитве Святой Троице сказано: «Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради». Без помощи Божией, вне Божественной благодати, мы не можем жить и действовать по-настоящему правильно. Будем стараться исправляться и просить у Господа исцелить нашу душу и тогда мы еще здесь на земле почувствуем радость Рая.
1 ф. 12:33.
2 ф. 23:3.
3 к. 21:19.
4 ф. 10:22.
Смотри также:
Старец Паисий Дионисиатский. О послушании, имуществе монаха, отпусках и благодати
Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах - отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников.
Старец Паисий Дионисиатский. Допустимо ли монахам переходить из монастыря в монастырь?
Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах - отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем продолжение этого разговора.