Agile ценность #3: Взаимодействие с клиентом важнее контрактных обязательств

Aug 15, 2011 09:08



Сегодня рассмотрим третью ценность - взаимодействие. Как вы помните, две первых ценности настоящего аджайлиста, которыми он руководствуется в своей жизни и быту - ориентация на взаимодействия и людей, ориентация на результат (в виде рабочего продукта) вы можете найти по ссылкам. Как всегда напомню манифест:

Манифест Agile:
Individuals and interactions over processes and tools.
Working software over comprehensive documentation.
• Customer collaboration over contract negotiation.
• Responding to change over following a plan.

Этот принцип можно рассмотреть исходя из двух точек зрения. Первая дословная, вторая - немного шире. С дословной понятно, но об этом будет далее, а на косвенном я остановлюсь. Что может быть контрактным обязательством? Контрактными обязательствами могут быть:
  • материальный контракт - подписанные документы, требования, архитектура и т.п.

  • полу-материальный контракт - это может быть ответственность отдельного взятого индивида в команде - то есть его роль

  • ментальный контракт - это наши убеждение по отношению к предмету обсуждения или наши жизненные позиции, наши привычки и стратегии поведения

Контрактные обязательствами могут быть подписанные бумаги, могут быть ролевое разделение в команде, может быть стратегии поведения, а даже отношение к самому себе. То есть контрактом может быть обязательства, выраженные формально в контракте или неформально в виде сложившихся убеждений и определенных форм поведения.

Что предлагает данная ценность. Она предлагает аджайлисту руководствоваться адаптивным поведением и каждый раз соотносить ценность контрактного обязательства с вновь открывшимися обстоятельствами. Да вчера мы сказали, что будем использовать технологию Н, а сегодня видим, что лучше использовать М. Стоит ли придерживаться старого обязательства? Вопрос сложный. Правда чтобы на него ответить нужны дополнительные критерии. Чтобы мы смогли выбрать, что же нам подходит. А такими критериями являются первое и второе убеждения. То же относится и ко мне любимому. Стоит ли мне придерживаться моих принципов в споре, или стоит дать слабину и посмотреть на ситуацию с точки зрения достижения результата? Такой подход интересней, он позволяет учиться... Вернёмся к классической интерпретации.

Очень сложное убеждение. Как уберечь себя от слабости пользоваться подписанным контрактом для прикрытия одно места в случае провала. А что говорить, когда заказчик хочет "fix-price" контракт. Множество возникает вопросов как применить данное убеждение. Ошибка в том, что мы его пытаемся рассмотреть отдельно от других убеждений. Сила манифеста в убеждениях, которые гармоничном дополнение друг друга и создают некое социальное пространство для взаимного творчества между заказчиком и исполнителем.

Возьмём типовой проект. Заказчик пишет ТЗ делает аукцион. Вы его выигрываете, так как запросили меньше денег и сказали, что быстрее сделаете. Классическая школа говорит - выбить из заказчика максимально подробное ТЗ и дело в шляпе. Но потом возникают проблемы - недосказанности, перехотелости, да и вообще :)

Как же применить это убеждение. А применить на уровне подписания контракта просто. Попросить в контракте прописать жестко, что мы будем работать с людьми, которые хотят результат. А это значит, у нас будет много встреч, много совещаний, много уточнений. Это позволит подготовить клиента, к тому, что продукт, который он хочет - есть результат коллективного творчества. А коллектив творит только через диалог. Далее происходит чудо. Вы начинаете использовать практики планирования с заказчиком, проектирования, использования планнинг покера и других вещей. Заказчик погружается в разработку через коммуникацию. Первые итерации дают быстро обратную связь и заказчик понимает, что на самом деле он хочет. Burndown диаграмма и доска с задачами визуализируют приближающийся успех. Начинают устанавливаться нормальные человеческие отношения. Возникает настоящее доверие между клиентом и разработкой. И теперь ваш черёд - позволить заказчику ошибиться. Да действительно у каждого есть право ошибаться и создавать требования, которые потом могут меняться. За дружеской беседой позвольте во время планирование выбрать заказчику, что ему важно и как это влияет на сроки... И постепенно клиент понимает, что фикс-прайс проект это лишь начало проекта, а чтобы проект был полезен нужно ориентироваться на результат и быть честным в том, что он хочет получить.

Тоже самое и в построение ролей в команде. Роли - это особый вид контракта. Роли мешают получить кроссфункциональную команду. А от сюда приходим к проекту как фрэнкинштейну из гениальных органов сделанных различными разработчиками. По отдельности каждый модуль неповторим и гениален, а вот состыковать то и не получается. Поэтому ценность можно расширить до больших объёмов. Более универсальное убеждение будет звучать так: "Взаимодействие и взаимный интерес важнее договорённостей". Такое убеждение говорит нет жесткому следованию планам, процессам, контрактам. Самое важное - ориентация на результат и системный взгляд.

Вопросы для обсуждения:
  1. Как у вас происходит в команде?
  2. Часто ли клиент вспоминает контрактные обязательства и планы?
  3. Если фикс-прайс, что вы делаете, чтобы клиент начал вам доверять?
  4. Как вы понимаете, что клиент вам доверяет?


Думайте! Пробуйте! Меняйтесь!
Денис Миллер

values, agile

Previous post Next post
Up