Он был наследник старой флорентийской буржуазной семьи, отличным торговцем и всегда знал цену своим шедеврам.
Однажды купец Анджело Дони заказал Микеланджело тондо с изображением святого семейства. Художник сделал работу за пару дней и отправил картину заказчику с посыльным, приложив доверенность с просьбой выдать курьеру 70 дукатов (золотые монеты очень высокой пробы, каждая из которых весела 3,5 грамма).
Прижимистый купчик передал посыльному 40 дукатов, заявив, что большего такая безделица не стоит. Микеланджело отправил курьера обратно, известив Дони, что картина подорожала до 100 дукатов. Если же Анджело не хочет расставаться с такими деньгами, то может вернуть картину. Дони, еще не понимая, с кем связался, решил, что Микеланджело устроит первоначальная сумма и вручил посыльному 70 дукатов. Художник еще раз увеличил цену до 140.
Зная, что работы Микеланджело быстро растут в цене, и поняв бесперспективность дальнейшего торга, Дони заплатил требуемую сумму.
Микеланджело ничего не менял в своих работах
Узнав, что Пьетро Содерини, глава Флорентийской республики, собирается поручить скульпторам огромный кусок мрамора, который многие годы лежал во дворе собора Санта Мария дель Фьоре. Микеланджело предложил отдать мрамор ему. Другие кандидаты быстро сошли с дистанции. К примеру, Леонардо да Винчи забраковал каменную глыбу, едва взглянув на неё.
Микеланджело, утверждавший, что видит статую в любом куске мрамора - от неё просто нужно было отсечь всё лишнее, взялся за бесформенный блок. Когда огромный кусок мрамора начал превращаться в статую Давида, Содерини, сначала не слишком рассчитывавший на успех работы, стал проявлять к ней чрезвычайное внимание. Осмотрев почти готовую скульптуру, он нашел, что нос Давида несколько широковат - не худо бы сделать его потоньше. Микеланджело согласился, взял резец и начал прямо на глазах у заказчика исполнять его пожелание.
Содерини видел, как из под резца скульптора сыпется мраморная пыль. Но это были отходы, которые Микеланджело незаметно взял с площадки,- от носа Давида скульптор не отколол ни кусочка. Когда спектакль окончился, Микеланджело спросил, нравится ли заказчику результат. "Теперь хорошо"- ответил Содерини и заплатил скульптору 400 дукатов.
За работу, которую во всей Италии смог выполнить только Микеланджело и на которую ушло 3 года, это было явно мало.
Микеланджело обладал гениальным чутьём
Он знал когда можно пожертвовать гонораром ради будущей славы, а значит, и прибыли. Так оно и случилось: создав Давида, он возвысился над всем скульпторами своей эпохи так же, как его гигантское, 5.5 метровое, творение - над людьми.
Единственным человеком в мире искусства, чья слава превосходила известность Микеланджело, был Леонардо да Винчи. Возможно, Микеланджело так и остался бы в тени Леонардо, но однажды Содерини решил устроить между ними соревнование. Он попросил их расписать по одной стене в большом зале Флорентийского совета. Сейчас уже невозможно сказать, чья работа была более совершенной. Они обе утрачены. А вот в отношении финансов успех был на стороне Леонардо - ему заплатили 10.000 дукатов, в то время как Микеланджело только 3.000, но Микеланджело в накладе не остался.
Леонардо уже написал свою "Тайную Вечерню" и был признан величайшем живописцем Италии. У Микеланджело, которому тогда не исполнилось и тридцати и который недолюбливал живопись, отдавая предпочтение скульптуре, крупных живописных работ не было. Соперничество с Леонардо прославило его не только как величайшего скульптора, но, возможно и как величайшего живописца. Теперь Микеланджело мог торговаться даже с римским папой.
Каждый художник мечтает получить госзаказ
Микеланджело прежде всего скульптор, а не живописец. Скульптуры стоили дороже живописных полотен, и платить за них могут далеко не многие. Поэтому после покорения Флоренции, Микеланджело покорил Ватикан.
Каждый папа "эпохи Микеланджело" - Юрий 2, Климент 7, Павел 3 - известны только тем, что пользовались его услугами. Небрежно одетый, перемазанный красками и осыпанный мраморной крошкой, он мрачно смотрел на очередного первосвященника и упорно отстаивал свои интересы - содержание работ, сроки выполнения, размер вознаграждения. И даже ссорился с ними.
Когда Юлий 2 вступил на престол, он сразу же призвал Микеланджело и поручил работу над своей гробницей, обещав 10.000 дукатов.
Однако вскоре, решил, что строительство гробницы при жизни - дурной знак и отказался от этой идеи. Зато не отказался Микеланджело, который уже подготовил необходимые материалы. Он настаивал на продолжение работ. После очередного визита упорного художника папа выгнал его.
Юлий остыл довольно быстро, но Микеланджело был уже во Флоренции.
Папа посылал ему письма с просьбой вернутся, а городским властям- с требованием обеспечить приезд художника. Так продолжалось, пока в послании не замаячила военная угроза. Городской голова тотчас же вызвал Микеланджело и заявил:
"Ты сыграл с папой такую шутку, которую не позволил бы сам французский король. Мы не намеренны воевать из-за тебя с Юлием, поэтому извольте вернутся в Рим". Микеланджело вернулся и извинился, но так, чтобы было понятно: виноват в ссоре Юлий, а не Микеланджело. Папа сделал вид, что не заметил этого, и заказ художнику новую работу - роспись плафона и части стен Сикстинской капеллы.
Пока Микеланджело Расписывал 600 квадратных метров Сикстинской капеллы, папа ежедневно приходил и торопил его.
Однажды Юлий спросил: "Когда окончишь?"
В ответ услышал: "Когда смогу", папа рассвирепел, набросился на него и начал бить посохом. После этого Микеланджело решил собирать вещи, но не успев собрать первый сундук - получил извинения и 500 дукатов.
Микеланджело остался в Риме и закончил роспись Сикстинской капеллы. За работу он получил 15.000 дукатов, но когда дело касается Микеланджело - римский папа не скупился и скорее всего он заплатил больше.
Не ограничиваясь платой за живопись, скульптуры и архитектуры - папы награждали Микеланджело придворными должностями, которые приносили постоянный доход. Ему так же предоставили право взимать налог с паромных переправ через реки. Микеланджело сам вел торговые операции с недвижимостью. В то время Италию раздирали междоусобные войны, поэтому цены на недвижимость постоянно менялись. Микеланджело зарабатывал, покупая недвижимость за бесценок и продавая в нужное время со значительной выгодой.
Он скупал земли в Италии. Сохранился документ датировавшийся 1534 годом, из которого следует, что к тому времени он владел шестью домами и семью поместьями во Флоренции, Сеттиньяно, Роверццано, Страделло и других городах, не говоря о собственности в Риме.
(Кстати в 19-том веке итальянцы снесли римский дом Микеланджело, чтобы воздвигнуть памятник королю Виктору Иммануилу. Интересно, сколько людей из тех, кто знает Микеланджело, смог бы внятно объяснить кто такой Виктор Иммануил?)
Говорят Микеланджело был подвержен приступам отчаянного, неконтролируемого страха. Возможно, покупая недвижимость, он хотел застраховаться от бедности, а потому не пользовался богатством. Он довольствовался самым малым. За это его неоднократно упрекал отец, беспокоившийся, что из-за своей скромности Микеланджело не будет пользоваться уважением.
После смерти Микеланджело в его доме- в мешках, узлах и шкатулках - нашли 80.000 дукатов. "Золотой запас" титана возрождения составлял 280 килограммов золота.
При этом Микеланджело постоянно помогал своим родственникам, которые при любом удобном случае вымогали у него деньги. Своим бездарным братьям он купил земли и мастерские, племяннице преподнес в приданное поместье. Он делал дорогие подарки друзьям и слугам. Слуге Антонио он подарил скульптуру "Оплакивание христа", слуге Урбино- две тысячи скудо (название итальянской монеты), ученику Мини - картину "Леда ласкаемая лебедем".
Его дарам не было конца. Последний подарок он преподнес папе.
Последний шедевр
Перед первым побегом из Рима Микеланджело поссорился не только с Юлием 2, но и с архитектором Браманте. Браманте забрал 100 резных колонн из церкви Сан-Лоренцо, чтобы использовать их как сырьё для своей постройки. Такое отношение к памятникам было нормально в эпоху Возрождения. Чтобы расписать плафон и стены Сикстинской капеллы, Юлий 2 приказал сбить фрески художников 15 века. Это далеко не единственный пример. Но Сан-Лоренцо была любимой церковью Микеланджело, и художника возмутил поступок Браманте.
Затем Браманте поручили строительство храма Святого Петра. Это был действительно гениальный архитектор, одним из крупнейших зодчих в истории человечества.
Но воровал, как прораб со стройки. Микеланджело пытался обратить на это внимание папы, за что Браманте, собирался подослать к Микеланджело наёмных убийц.
Впрочем Браманте умер раньше Микеланджело. Художник, в отличие от других архитекторов сменявших друг друга, продолжил строительство по плану Браманте. "Тот кто отходит от плана Браманте - отходит от истины"- заявил Микеланджело, приняв стройку. Он остался верен этому принципу до самой смерти 18 февраля 1546 года. Он прожил 71 год.
Строительство собора Святого Петра стало его последним крупным делом. За него Микеланджело не взял ни гроша.