Мда... Совершенно не ожидал, что новый Линч меня шокирует (слишком давно и близко я знаю этого режиссера), но тем не менее это произошло. Не думайте, что я разочарован, но это несомненно одна из самых слабых его работ... хотя нет не слабая, это неточное определение. Это плохой, отвратительный, чудовищный фильм. Но отвратительный нарочито - все подчинено какой-то сумасшедшей дьявольской задумке, благодаря которой в конце трехчасового кошмара, пройдя огонь, и воду, и медные трубы, испытываешь катарсис. Подлиный катарсис, как это было в "Малхолланд Драйв" и "Шоссе в никуда"? Или же это чувство облегчения, когда понимаешь, что этот кошмар наконец закончился?
В течение всего просмотра меня бросало из жара в холод, от негативных впечатлений к восхищению и так почти до самого финала. Плохо, очень плохо, гениально, забавно, смешно, страшно, полная шиза - "не помню что было до и после", как говорит героиня Лоры Дерн. И было ли это?
Первый и главный недостаток картины, который меня расстроил и продолжает расстраивать до сих пор - это цифровой формат. Просто ужасно - то, что более или менее смотрится на экране ТВ, умирает, попадая на большой экран. Блеклая, серая, зернистая, размытая, грязная, скучная картинка сгубила для меня процентов 80 эстетического удовольствия. Не понимаю тех людей, которые считают использование цифры оправданным. Принимаю только одно объяснение - экономическое, но и оно не идет в сравнение с величиной художественного ущерба, наносимого проклятущим digital. Вместо лиц актеров - размытые нечеткие цветовые пятна, вместо проработанных интерьеров и пейзажей - цифровые поля, строчки и пикселы, вместо пугающей темноты - зернистая серая масса. Линч своими же руками губит кинематографическое волшебство, и делает вид, что не замечает этого.
Вообще создается впечатление, что это какое-то домашнее видео, сырая, недоделанная работа, которая каким-то случайным образом попала в кинопрокат. Много незавершенных, откровенно слабых эпизодов (особенно вначале), которые разваливают ленту на куски. Всегда считал творческой неудачей случай, когда сцена уводится в затемнение. В большинстве случаев это означает, что автор просто не смог поставить твердую точку и отмазался многоточием. Так вот этих многоточий во "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" - тьма-тьмущая. И если по отдельности многие эпизоды, сцены, детали интересны и забавны, то в общую цельную картину они упорно не хотят собираться. Наверняка, каждый, кто учился в художественной школе, слышал замечания мастера - не увлекайся отдельными элементами картины. Всегда, даже если ты рисуешь какую-то маленькую часть композиции, смотри на всю картину вцелом, чтобы не разрушить ее. И в этом плане ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ похожа на руины.
И еще один большой недостаток - саундтрек. Куда делся Бадаламенти? Его съели кролики? Все три часа меня не покидало ощущение, что звуковая дорожка наворована из всех предыдущих линчевских работ, в особенности из "Маллхолланд Драйва", те же мелодии, мотивы, аранжировки - сплошные дежа вю. В принципе, это еще раз намекает на то, что режиссер не хотел создавать ничего принципиально нового, а решил устроить своеобразную антологию собственного творчества.
Впрочем, в этих руинах еще вовсю кипит жизнь - сюжет может вскрыть мозг даже самому преданному фанату Линча. Точнее не сам сюжет, а то, как он подается. "Маллхолланд Драйв" по сравнению с "ИМПЕРИЕЙ" - это ребус из журнала "Мурзилка". Так много сюжетных и временных слоев, смысловых лабиринтов и прочей аттрибутики (подчас совершенно излишней) Тем не менее, если знать творческие методы Линча, то раскрыть основную сюжетную линию не так уж и сложно. В каком-то смысле он здесь даже более банален и прямолинеен, нежели в своих прошлых работах.
ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ:
"ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" - это очередная попытка заглянуть в подсознание, на этот раз в подсознание талантливой актрисы и зрителя, который смотрит картину с ее участием. Концепция такова (по моему частному мнению) - польская проститутка, муж которой не догадывается о ее настоящей работе, смотрит фильм с участием Лоры Дерн и настолько проникается картиной, что начинает воспринимать ее как свою собственную жизнь - до такой степени, что героями в ленте становятся не реальные актеры, задействованные в ленте, а те люди, которых она знает лично - например, собственный муж. В финале, когда волшебство завершается, она видит, что муж и сын живы и прощается с иллюзией. Тем не менее это лишь первый уровень картины. Все остальное действие - связанное с историей Лоры Дерн можно либо просто принять за ее бред, но тогда картина покажется не сложнее дурацкого ситкома с кроликами - а Линч этого делать не хочет. Вторая и основная история которую хочет рассказать автор - это подлинная история о "женщине в беде" (как неоднократно заявлял автор).
Женщина в беде - это Лора Дерн, актриса, которой достается роль в ремейке печально известной ленты. Талант актрисы настолько велик, что входя в очередную роль она уходит из реальной жизни и живет исключительно в мире своей героини, но тем не менее тоже переплетает факты своей реальной жизни с тем, что происходит на площадке. Причем она не просто переплетается, а меняется местами (сцена когда Дерн смотрит на себя, играющую в фильме на большом экране). Очаровательный актер Девон - известный бабник и она знает об этом и боится, что играя с ним любовников, она действительно влюбится в него. Потом она начинает терять связь с реальностью (входя в роль). Она действительно воображает реальные взаимоотношения с Девоном (а не с его героем), представляет, что она действительно изменила мужу. И когда съемка заканчивается (после сцены с бомжами) - продолжает верить в то, что изменила мужу, а муж об этом якобы догадывается. Она боится мужа, она боится, что он ее убьет и когда видит мужа, видит его мрачное лицо - полагает, что ее подозрения оправдываются и в порядке самообороны, убивает мужа - она не хочет пережить свою смерть (первоначально от отвертки) заново. Вот вкратце сюжет, для более детального (покадрового) разбора нужно пересмотреть ленту еще как минимум раза два.
И мне уже хочется повторить этот опыт, слишком уж дикое и экстремальное развлечение предлагает Линч. При всех недостатках, автор добивается своего - где-то на втором часу просмотра я и сам потерял связь с реальностью и стал думать, что меня окружают одноногие женщины с дырявыми вагинами, обезьянки, кролики, негритянки с отвисшими губами и прочие персонажи этого сатанинского бала в Черном Вигваме. Линч определенно в кризисе, не случайно в процессе производства картины он разошелся со своей гражданской женой и по совместительству монтажером и со-продюсером Мэри Суинни. Но даже в кризисе он притягателен и удивителен. Его художественный мир гниет и распадается на пикселы, но оторвать взгляд от этого гниения попросту невозможно.