«Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1

Mar 03, 2017 11:08

Оригинал взят у gorbutovich в «Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1

В архив. Выставка из Пинакотеки Ватикана в Москве. Часть 1



Carlo Crivelli, (Venezia 1435 ca. - Ascoli Piceno 1494). Pietà. Tempera su tavola, cm 105 x 205. Inv. 40300. Pinacoteca vaticana. Source

Ажиотажная выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Государственной Третьяковской галерее, продленная до 1 марта 2017, заканчивает работу.

Как нетрудно догадаться, на выставку попали не все, кто хотел бы сходить при прочих обстоятельствах. На мой личный взгляд - экспозиция достойная, качественная и т.п., средневековые и ренессансные картины чудесны; но проходившая параллельно выставка в Пушкинском музее « Голоса воображаемого музея Андре Мальро» не менее интересный проект - там были собраны проведения из множества музеев Европы в чрезвычайно интересном замысле. Мы же все-таки, слова богу, не в СССР за железным занавесом живем, при желании и возможности Рим доступен. Выставка «Roma Aeterna» в очередной раз продемонстрировала силу PR, любимого эффекта толпы и громких имен: как в названии; так и в рассказах, что о ней лично Путин с Папой Франциском договаривался, а потом не было денег, но Алишер Усманов спас проект всё оплатив.

Подозреваю, что гуляя по бесконечным Музеям Ватикана, многие наши соотечественники не очень-то и замечают большинство картин, посетивших Москву. Выставка же дает возможность посмотреть работы внимательно и вдумчиво. В этом безусловная привлекательность выставочных проектов из одного музея.

Часть работ [*] выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Начало

Государственная Третьяковская галерея, 25 ноября 2016 - 01 марта 2017 .

[*] из 35 или 42 произведений - смотря как считать.

На выставке показаны произведения за 6 столетий - с XII по XVIII века.

Фотографирование на выставке строжайшим образом запрещено, пойманных нарушителей просят удалить кадры. Даже к съемке журналистов на пресс-показе и открытии предъявлялись беспрецедентные спецтребования. В интернете же есть далеко не всё, тем более в приемлемом качестве. Но средневековые работы будут все. Фотографии кликабельны


2.


Photo © Vatican Museums. via. Вид на стене в раме - фотография Олеся Курпяевой, Российская газета

Римская школа. Христос Благословляющий. Вторая половина XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера. 98 х 59 см.

«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня». [1]

Икона поступила в Пинакотеку из церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, Рим. Однако не ясно находился ли образ в самой церкви или в другой части монастыря, которому эта церковь принадлежала.

3.


Margaritone d'Arezzo, St. Francis, Vatican, Museum. Data 26 maggio 2010. via

Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д'Ареццо (около 1216, Ареццо - около 1290, Ареццо). Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2 х 53,9 см.

Из буклета выставки: «Маргаритоне д'Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, - один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи». [1]

4.


Фрагмент. via

На самом деле эта работа - одна из шести сохранившихся подобных изображений Франциска, подписанных Маргаритоне. Узкие деревянные картины, с фронтально стоящими фигурами святого, возможно, предназначались для украшения церковных колонн и, судя по числу выполненных Маргаритоне таких работ, были широко распространены.

Про Франциска Маргаритоне запланирован отдельный пост.

5.


The Passion of Christ. Attributed to Alesso di Andrea. via

Приписывается Алессо ди Андреа (работал в 1341-1347). Распятие со сценами Страстей. Около 1345. Алтарный образ. Дерево, темпера. 55 х 66,5 см.

«О художнике, создавшем это интереснейшее произведение, известно лишь то, что он работал во Флоренции в середине XIV века, но картина характеризует Алессо ди Андреа как одного из оригинальнейших мастеров своего времени. Изображены сцены Страстей Христовых. В центре - «Распятие» с Иоанном Крестителем и святым Павлом по бокам вверху - «Христос прощается с матерью» и «Воздвижение Креста», внизу - «Оплакивание», «Положение во гроб», «Дева Мария и святой Иоанн на пути к Гробу Господню» и «Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом». Иконография картины необычна: внимание акцентируется на страданиях Богоматери, черное платье которой привлекает взгляд зрителя в каждой из сцен, заставляя воспринимать картину как повесть о материнском горе». [1]

6.


Фрагмент. «Христос прощается с матерью»

Включение этого эпизода в цикл Страстей является большой редкостью в итальянской живописи XIV века, потому что он происходит не столько из библейского текста, сколько из молитвенной практики, характерной для Северной Европы.

7.


Фрагмент. Сцена «Воздвижение Креста»

Христос должен вот-вот взойти на крест с помощью приставной лестницы. Эпизод взят из апокрифического текста, например, из Евангелия от Никодима.

8.


«Распятие», фрагмент.

Святой Павел со своими традиционными атрибутами: мечем и книгой.

9.


Фрагмент. «Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом»

Обращаю внимание на птичек. Они же есть и в других сегментах картины.

10.


Christ before Pilate. Pietro Lorenzetti (1280-1348). 1340s. Tempera and gold leaf on wood. Pinacoteca Vaticana. via. Вариант цветопередачи фотографии: Print Collector /Getty Images /TIME. via, но вариант из wikimedia ближе к истине

Пьетро Лоренцетти (между 1280 и 1285, Сиена - 1348?, Сиена). Иисус перед Пилатом. Около 1335. Дерево, темпера, золото. 38,5 х 28,5 см.

«Пьетро Лоренцетти - один из крупнейших мастеров готической Сиены, богатейшего города, в Средние века бывшего успешным соперником Флоренции. Картина - створка походного алтаря-складня, всегда находившегося при ее владельце, нечто вроде иконы-оберега. Сиена славилась своими ювелирами, и среди красок, используемых художником, - драгоценные золото и лазурит. Тщательность исполнения напоминает о миниатюрах в роскошных молитвословах, предназначенных для аристократов, но Пьетро Лоренцетти передает всю психологическую сложность евангельского текста, повествующего о встрече духа, воплощенного в фигуре Иисуса, и власти, воплощенной в фигуре Пилата.» [1]

«Иисус перед Пилатом» - часть серии Страстей Христовых, обычно состоящей минимум из четырех и максимум из шести небольших картин. На данный момент выявлена еще только одна работа Пьетро Лоренцетти, которую относят к этой серии - Распятие из музея Метрополитен.

11.


Фотография: Музеи Ватикана. via. Без подрезанных краев - в раме

Мариотто ди Нардо (работал в 1385-1424). Рождество. Около 1385 года. Дерево, темпера. Пределла. 35 х 29,5 см

«Создавший эту картину Мариотто ди Нардо работал во Флоренции на рубеже XIV и XV веков и был одним из самых крупных представителей школы Джотто. «Рождество» было частью пределлы большого алтаря, как называлась нижняя вытянутая часть алтарного образа, находящаяся под главным изображением и состоящая из одной или нескольких досок, расписанных повествовательными историями.

12.


Фрагмент. Мариотто ди Нардо. Рождество. Около 1385 года. Фотография: Музеи Ватикана. via

Сюжет взят из Евангелия от Луки, рассказывающего о том, что первыми о рождении Иисуса Христа узнали пастухи, пасшие стада недалеко от хлева, в котором нашло приют Святое семейство. Пастухам явился ангел, поведавший о чуде, и они тут же поспешили поклониться Младенцу.» [1]

13.


The Nativity (oil on panel). Giovanni di Paolo di Grazia. via

Джованни ди Паоло ди Грация, прозванный Джованни ди Паоло (между 1395 и 1400, Сиена - 1482, Сиена). Рождество и Благовестие пастухам. Около 1435-1440. Пределла. Дерево, темпера. 40 х 46,5 см.

«Картина сиенского художника Джованни ди Паоло, хотя и создана в середине XV века, пропитана духом поздней готики. Фигура Девы Марии, склонившейся над Младенцем, помещена перед воротами замка, окруженного гранатовым садом, вместо традиционного хлева - таинственная пещера, и Рождество представлено как волшебная ночная сказка. Гранатовое дерево выбрано не случайно: гранат с древности - атрибут подземного мира, и, связанный с загробной жизнью, он в данном случае символизирует грядущую смерть Иисуса во искупление грехов человечества. В левом углу привлекают внимание две женские фигуры. Это повитухи Гелома и Саломея, которых, согласно апокрифическому Евангелию от псевдо-Матфея, очень популярному тексту в Средние века, Иосиф привел к Марии.» [1]

14.


Gentile di Niccolò, detto Gentile da Fabriano, (Fabriano 1370 ca. - Roma 1427). Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Tempera su tavola, cm 35,5 x 36; cm 30 x 62. Inv. 40249. San Nicola salva una nave da un naufragio. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source

Джентиле да Фабриано (около 1370, Фабриано - 1427, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Около 1425. Пределла. Дерево, темпера. 35,5 x 36 см.

«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж». [1]

15.


San Nicola salva una nave da un naufragio. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source

Эта картина была частью пределлы полиптиха Кваратези, написанного Джентиле да Фабриано для церкви Сан Никколо сапр'Арно во Флоренции, поэтому посвящение пределлы алтаря главному святому храма было совершенно естественным.

16.


Guido di Pietro, detto Beato Angelico, (Vicchio 1395 ca. - Roma 1455). Storie di S. Nicola di Bari, 1437 ca. Tempera su tavola, cm 35 x 61,5 ciascun pannello. Invv. 40252. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source

Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико (около 1395, Виккьо, Флоренция - 1455, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447-1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото. 35,5 х 64,4 см.

«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века.

Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева - обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится». [1]

17.


Beato Angelico, Storie di S. Nicola di Bari, Miracoloso salvataggio di una nave dal naufragio. Source

Работа - центральная часть пределлы алтаря, написанного Беато Анджелико для капеллы Гвидаллоти в церкви Сан Доминико в Перудже.

18.


Carlo Crivelli, (Venezia 1435 ca. - Ascoli Piceno 1494). Pietà. Tempera su tavola, cm 105 x 205. Inv. 40300. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source

Карло Кривелли (около 1435, Венеция - 1494, Асколи-Пичено). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. 105 х 205 см.

«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, - одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века». [1]

19.


Giovanni Bellini, (Venezia 1432 ca. - 1516). Compianto sul Cristo morto, 1473 - 76. Olio su tavola, cm 107 x 84. Inv. 40290. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source

Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Пинакль - алтарное навершие. Дерево, масло. 107 x 84 cм.

«Беллини - крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина - один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания - Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту». [1]

20.


Рработа написана с учетом, что на нее будут смотреть снизу вверх. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Фрагмент. Около 1471-1474. Дерево, масло. 107x84 cм. Музеи Ватикана. Фотография © Музеи Ватикана

Образ венчал алтарь с изображением коронования Девы Марии в центре, которое хранится в Городском музее Пезаро. Алтарь, известный как Пала Пезаро (алтарь Пезаро), - наиболее значительное произведение зрелого творчества Джованни Беллини. Точную дату его создания пока установить не удается, равно как и имя заказчика.

Продолжение - ориентировочно в следующий раз - 03.03.2017.

Источники:

[1] Буклет-брошюра «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 25 ноября 2016 - 19 февраля 2017. (В буклете с описаниями экспонатов почему-то отсутствуют датировки и прочая атрибуция - даны только имя автора и название работы).
Каталог: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. - М., 2016. - 240 с. : ил. ISBN 978-5-89580-152-9
и прочее.

Дополнительно:

Афиша Daily, 14 сентября 2016: интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым: «Нужно брать Караваджо»: Аркадий Ипполитов о выставке Пинакотеки Ватикана
Мультимедийный видеомост Москва - Ватикан, посвященный проекту Третьяковской галереи «Roma Aeterna». МИА "Россия сегодня", 25 октября 2016. Участники в Москве: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира ТРЕГУЛОВА; куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов; директор Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Мария Красникова. Участник в Ватикане: директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи.
Информация о выставке
- на сайте музея: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
- на сайте спасителя Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова

Previous post Next post
Up