Великая русская поэтесса Марина Цветаева не нуждается в представлении.
Некоторые стороны ее жизни и творчества стали известны довольно поздно,
упорно замалчивались, либо считались малозначащими. Напрасно.
Ее «хождение» в область запретного и ранее неизведанного
ничего не убавило, а прибавило многое.Странный эпизод из детства:
Марина с сестрой Анастасией и отцом были в Германии,
и там им предложили на выбор статуэтки -
слепки античных статуй.Марина выбрала сразу:
«Кто она - не знаю. Знаю одно - моя!» Это была Пенфесилея,
царица амазонок. «Итак, моя любовь с первого взгляда - Амазонка!» Позднее
Марина Цветаева постоянно возвращалась к этому образу, создавая свой
собственный миф об амазонках.
Только девочка
Я только девочка.Мой долг
до брачного венца
Не забывать,что всюду - волк
И помнить - я овца.
Мечтать о замке золотом,
Качать,кружить,трясти
Сначала куклу,а потом
Не куклу,а почти.
В моей руке не быть мечу,
не зазвенеть струне.
Я только девочка, - молчу.
Ах если бы и мне
Взглянув на звёзды знать,что там
И мне звезда зажглась.
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
Марина Цветаева (Стихи о детстве)
В 1914 году Цветаева уже заявила о себе как талантливая поэтесса,
по крайней мере, в Москве
(Петербург всегда оставался к ней холоден).
Она - любимая жена и молодая мать. Они - обеспеченная семья.
Правда, Марина - натура увлекающаяся,но свои увлечения она чаще
переживает в воображении, чем в действительности.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон 1911
В октябре она встретилась с поэтессой Софией Парнок.
Я помню, с каким вошли Вы
Лицом - без малейшей краски,
Как встали, кусая пальчик,
Чуть голову наклоняя…
- вспоминала Цветаева. Роман вспыхнул моментально, необъяснимо:
Не женщина и не мальчик, -
А что-то сильнее меня!
Парнок была старше на семь лет. В этих отношениях «старшая-младшая»
было что-то от материнско-дочерних отношений.
В оны дни ты мне была как мать,
Я в ночи могла тебя позвать…
- писала Цветаева. Она даже несколько переигрывала свою роль,
представляя себя более инфантильной, чем была на самом деле:
«Я Вашей юностью была,
Которая проходит мимо», «Ваш маленький Кай замерз,
О снежная Королева!»
В действительности самолюбивая, гордая Марина была далеко не ребенок,
а, вообще говоря, сложный партнер - и с мужчиной, и, тем более, с женщиной.
Как,почему это случилось? Возможно,ближе всех к разгадке подошла подруга
Марининой юности Майя Кудашева,жена Ромена Роллана, много помогавшая
Цветаевой в Париже в годы эмиграции.
«Я думаю, когда Марина вышла замуж за Сережу, это была обычная любовь
между мужчиной и женщиной и, как вы знаете, в
таких случаях женщина ничего не испытывает…
На самом деле Софья Парнок открыла Марине, что такое физическая
любовь…»
Они стали вместе появляться на людях,ездили в Святые горы.
Пожалуй, они даже намеренно эпатировали общество,
как вспоминал очевидец: «Марина Цветаева тогда считалась лесбиянкой…
Она приходила с поэтом Софьей Парнок. Обе сидели в обнимку и вдвоем,
по очереди, курили одну папиросу».
Семья и окружение Цветаевой во всем винили Парнок, а Марину считали
жертвой развратной искусительницы.
Наконец, одна доброжелательница решила поговорить с Софией Парнок
начистоту. Потом она признавалась, что «были минуты в разговорах,
когда мне было стыдно за себя за то, что я говорила о ней с другими людьми,
осуждая ее, или изрекала холодно безапелляционные приговоры,
достойные палача…»Только муж оставался наружно спокоен, как всегда,
когда Марина увлекалась,неважно кем.
Вскоре он ушел добровольцем на войну, служил в санитарном поезде.
Марина была очень близка с сестрой мужа,
откровенно писала ей из Святых гор:«Соня меня очень любит и я ее люблю -
и это вечно, и от нее я не смогу уйти». В том же письме она признавалась
и в любви к мужу. Примечательно, что Цветаева пишет о Парнок -
«очень любит», а о себе - просто «люблю». Марина была уверена, что она
- главная героиня этого романа…
Цветаева с дочерью
Увы,все это происходило на глазах дочери, хоть и маленькой, но
сообразительной. Несколько позже она поняла характер взаимоотношений
мамы и тети Сони. Впоследствии Ариадна Эфрон тоже связала свою судьбу
с подругой - Адой Шкодиной и жила с ней до последних дней.
Стихи Марины Цветаевой 1914-1916 годов - по сути, лирический дневник,
зафиксировавший возникновение и развитие ее отношений с Софией Парнок.
Но лирическая героиня - это все же несколько вымышленный персонаж.
Наверняка в их отношениях случались ссоры, периоды охлаждений, капризы,
просто раздражение. Не будем забывать, что Парнок уже освоилась в своей
«инакости», а Цветаева еще мучилась с самоопределением. В стихах уже
было предчувствие разрыва. И он наступил.
В феврале 1916 года Цветаева вернулась из Петербурга, где пережила
мимолетный роман с Осипом Мандельштамом.
Развития эти отношения не получили.Марина пришла к подруге и обнаружила
там соперницу - актрису Л. Эрарскую.Это был жестокий удар по самолюбию
Цветаевой. Все ее предыдущие увлечения она прекращала сама,
этот принцип она называла «честь разрыва». А тут…
Марина никогда не простила бывшую подругу
с ее «треклятой страстью», как она писала.
Стихи, посвященные отношениям с Парнок, составили цикл,
который Цветаева сначала назвала «Ошибка».
Какой смысл она вкладывала в это название?
Заблуждалась ли она на счет своей возлюбленной? Или поэтесса имела в
виду ошибку природы?.. Позднее, в редакции 1940 года цикл получил название «Подруге».
Но он еще долго оставался потаенным.Стихи получили у нас известность,
романс «Под лаской плюшевого пледа» на стихи из этого цикла зазвучал
даже с киноэкрана, но сами авторы фильма не знали, кто там, под пледом,
и какую такую любовь они воспевают вместе с Цветаевой…
Романс из к/ф Жестокий романс,поет В.Пономарёва
Click to view
В 1919 году Марина Цветаева сама утешилась в объятиях актрисы -
Софии (тоже!) Голлидэй из труппы Второй студии МХАТа.
Ей также посвящен цикл стихов, под нее написаны пьесы «Фортуна»,
«Приключение» и «Каменный ангел».
Когда, уже в эмиграции, Марина Цветаева узнала о смерти Голлидэй,
она написала автобиографическую «Повесть о Сонечке».
Если верить рассказчице, то были действительно сильные и глубокие чувства,
но пронизанные какой-то чрезмерной экзальтацией. Если и в самом деле
такова была любовь Марины Цветаевой, то становится понятно,
почему ее оставила Соня-первая, а потом и Соня-вторая.
О разрыве со второй Цветаева писала: «Сонечка ушла от
меня - в свою женскую судьбу». То есть, ее уход был «послушанием своему
женскому назначению: любить мужчину…»
Марину Цветаеву и в дальнейшем влекло к женщинам, у нее были и реально
пережитые романы, и платонические влюбленности. И всю жизнь она
тяготилась своим инаколюбием - то находила ему объяснение и оправдание,
то мучилась и размышляла об этом.
В 1932 году Марина Цветаева написала лирико-философское эссе
«Письмо к Амазонке». Предыстория этой работы такова.
В Париже тогда жила богатая эмансипированная дама с лесбийскими
наклонностями Натали Клиффорд Барни.
Она была автором своеобразного сафического манифеста «Мысли Амазонки».
В ее великосветском салоне собирались парижские знаменитости и даже кинозвезды.
Однажды туда пригласили и Цветаеву. Поэтесса читала собственный
французский перевод своей поэмы «Молодец» по мотивам русского фольклора.
Ее встретили холодно, хозяйка не только не помогла Цветаевой
(хотя обещала - у нее было собственное издательство),
но и потеряла рукопись.
Эссе Цветаевой было полемическим ответом на книгу Барни,
но в эссе улавливается и личная обида автора, скрытая за вежливым
доброжелательным тоном.Марина Цветаева указывает на главный изъян
сафического манифеста Барни: «этот пробел, эта черная пустота - Ребенок…
Ибо Ребенок есть врожденная данность,он в нас еще до любви, до возлюбленного.
Это его желание быть раскрывает наши объятия».
Это главное, непреодолимое препятствие на пути лесбийской пары к
счастью - невозможность иметь ребенка от возлюбленной.
Тут сама природа встает у них на пути, и она неумолима.
Поэтесса рассуждает о ролях в лесбийских «семьях», о старении подруг,
об их отчужденности в мире «нормальных» мужчин и женщин.
Здесь она вспоминает состарившуюся пару П.Соловьеву и Н.Манасеину,
видимо, их опыт не показался ей привлекательным.
«Проклятая раса»- пишет Марина Цветаева, в том числе, и о себе.
Она приходит к неожиданному заключению: «Мужчина, после женщины,
какая простота, какая доброта, какая открытость.
Какая свобода! Какая чистота».
С такими мыслями Марина Цветаева вступала в последнее десятилетие своей
жизни. И как знать, может быть, среди уже известных и названных причин
ее добровольного ухода из жизни в августе 1941
года была и потаенная, связанная с неосуществимостью - в принципе - ее любви?
С уходом Марины Цветаевой племя страстных амазонок словно растворилось
в туманах русских равнин.
Марина Цветаева 1939
Совершенно секретно 09/2007 Легенда века
Click to view
http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post243778286/Дневник сына М.Цветаевой Георгия Эфрона:
http://1001.ru/books/efron/