О совести исследователей

Sep 01, 2018 13:40




Валентин Добрынин: Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

ПЕРЕЛОМ

Впервые за 27 лет независимости (друг от друга) курс российского рубля сравнялся с курсом кыргызского сома. По отношению к доллару, разумеется.

Для сома - этот факт, скорее, положителен. Для рубля - это факт продолжающегося падения и близости некой «точки невозврата». Точки перелома. Теперь даже страны СНГ могут начать отстраняться от зоны влияния РФ. Зачем ориентироваться в экономике и финансах на Россию, зачем инвестировать в неё, зачем связывать свои процессы с процессами той страны, в которой произошёл негативный перелом, которая осталась в мире одна-одинёшенька? А нам-то, мол, надо жить и развиваться!

Безусловно, перелом в факте сближения курсов валют двух несоразмерных по потенциалу стран - это пока только психологический фактор. Однако, на мой взгляд, прохождение психологических барьеров часто существенно влияет на экономические тренды и последствия. Кроме того, нередко в таких случаях приходится констатировать, что точка невозврата - пройдена.

Жаль, если 30.08.2018 станет такой точкой. Обидно за державу. Но что-то же делать надо? И кто бы смог понять, проанализировать, придумать выходы и направить?

КТО МОГ БЫ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ, НО…

Мы, профессионалы-технологи и консультанты, потеряли не только свой рынок и свою востребованность в стране, но и квалификацию. Прошу прощения у коллег, но мне так кажется. В том, что в нашей стране произошло за последние 30 лет, в том, что нас «упорядочили и загнали в стойло», что слово «развитие» превратилось в «стагнацию», что на политическом поле всё решает «дирекция единого заказчика» - есть и наша вина. В большой степени. Некоторые наши коллеги до сих пор стараются прильнуть, примкнуть и восславить эту «дирекцию единого заказчика», не осознавая того, что роют лишь могилы (не только себе, но и своей Родине). Я понимаю, в условиях отсутствия денег почему бы не покреативить и не поработать над явкой? Лотереи, викторины, концерты, селфи - дело нехитрое. Изволите явку - пожалуйста. Изволите нужные проценты - пожалуйста. Изволите комментарии, оправдывающие и восславляющие негодные и шитые белыми нитками решения свыше - пожалуйста. И главное, проверить эффективность таких «пожалуйста» и измерить пользу от них стране - невозможно. Это касается и последней избирательной кампании президента-2018, и пенсионной реформы, и предстоящих выборов 9 сентября.

Стоит ли кивать на то, что не стало хороших заказчиков, что рынок схлопнулся не по нашей вине, что нам ничего не оставили, как только переквалифицироваться в управдомы или поискать лазейки к госбюджетным потокам?

Профессионалы, ау-у-у! Рок-н-ролл мёртв, а мы?

ВСЁ ЛИ ПОД КОНТРОЛЕМ

Известно, что в целях повышения управляемости - в стране держат две-три так называемых социологических структуры, а также снисходительно пока терпят цех политтехнологов и политологов (странное именование, но увы). Опять же, кто платит, тот и танцует. А платит лишь та же «дирекция единого заказчика». При этом, социологии в этих структурах уже нет. Там есть поллстеры (то есть, замерщики мнений народа с целью подготовки решений власти - мол, будет сопротивление и несогласие народа сильным или не очень). Но и поллстерство - всего лишь прикрытие. На самом деле и ВЦИОМ, и ФОМ, и частично проплаченные другие лояльные «исследовательские центры» просто выполняют задачу легитимации существующей власти. Причём, зачастую предварительной легитимации, то есть, формированием «общественного мнения» в довыборный период, дабы «запланированные» и «реальные» результаты выборов совпали бы и не стали жёстко никем оспариваться.

Ну, хорошо. Let it be. Раз никто ничего другого предложить не смог, то будем писать на гербовой. Но все ли наши коллеги (и социологи, и технологи, и политконсультанты) понимают ту гамму чувств, возникающих у респондентов, когда им говорят: «Здравствуйте, я представляю ВЦИОМ, не могли бы Вы ответить на наши вопросы?». А гамма-то ведь простая: а) боязнь (мол, это же власть обращается, надо бы подчиниться и ответить что-нибудь); б) тихая ненависть (мол, это же власть, не будем раздражать её, как бы хуже не стало).

В других странах люди воспринимают опросы позитивно, как гражданский долг. А у нас - как допрос. И отвечают у нас «аккуратно», как на допросе, и не то, что есть на самом деле. Где достоверность тогда?

Примерно так же обстоят дела и с политтехнологиями. По-хорошему, настоящая социология - это половина успеха в избирательной кампании. А раз нет социологии, то нет и креатива, нет технологий развития, нет побед. Но появилось такое же, как и у придворных социологов, - чего изволите.

Таким образом, в России не стало ни политтехнологий, ни социологии, ни поллстерства. И ни о какой управляемости и подконтрольности речи быть не может. Осталось - «чего изволите». Со всех сторон - как от населения, так и от специалистов-консультантов. К сожалению.

ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ

У Льва Николаевича Толстого всего каких-то 130 лет назад вышли две книги, которые я время от времени перечитываю. Это «Исповедь» (1882 г.) и «Так что же нам делать» (1886 г.).

Поверите или нет, но Толстой был не только великим русским писателем, но и великолепным настоящим социологом и политтехнологом! И никогда не стоял на месте. И не довольствовался существующей ситуацией. Искал и предлагал… Перечитайте, и вы поймёте, о чём я говорил выше.

Более того, он, Лев Николаевич, был ещё и прекрасным политконсультантом, понимающим, что развитие и прогресс определяются ещё и годностью политической цели. Кто-то считает политику искусством разделять и властвовать. А есть и другое её понимание - политика как искусство объединять людей. Суть зависит от главной цели. Если цель - стать главным и богатым, то способы действий давно известны: разделять и властвовать. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если же цель - достойная и счастливая жизнь своего народа, то принципы и действия совсем иные: объединять, достигать согласия, советоваться с людьми, совместно выстраивать истинный, а не высосанный из пальца образ будущего, спокойно и уверенно его воплощать. В первом случае мы увидим бег с барьерами, метания из стороны в сторону, череду кризисных ситуаций и переквалификацию в управдомы. Во втором - тщательный анализ пройденного пути, разумный выбор верного курса и твёрдое движение в сторону прогресса.

Возвращаясь к нашей ситуации, не могу не задать вопроса: «Коллеги, неужели среди нас не осталось таких, кто захотел бы и начал бы переустраивать жизнь в стране по-настоящему? Для начала исследовать, построить прогнозные сценарии, создать новую теорию, найти движущие силы и т.д. Причем, «не взирая на», «не смотря», «вопреки» и «ради»!».

Понятно, что это дело может занять не один десяток лет, но кто-то же должен набраться окаянства и начать?

ПЕРЕЛОМ и ПЕРЕХОД

Я начал говорить о произошедшем, незаметном пока переломе на примере курсов валют. Хотелось бы вернуться и сказать о более важном переломе - в общественном сознании.

Возможно, выскажусь не совсем чётко, но, на мой взгляд, в нашей стране власть пока не в полной мере ощущает уже произошедший конкретный перелом в общественном сознании. Почему? Потому что разрастается опухоль вокруг жизненно важных органов управления в виде аппаратных работников, консультантов, социологов, исследовательских центров, где информация фильтруется, обобщается, резюмируется. И всё это делает не машина или робот, а люди, такие, как мы, которые часто исходят из своих личных интересов. Чем больше таких фильтров, тем больше искаженность. Именно поэтому такие сообщества и институты, как наш цех, как независимые СМИ, как гражданское общество и нормальное академическое сообщество - принципиально важны, они позволяют делать поправки и корректировать эту информацию.

Кто-то скажет, правильно, и, мол, пример с пенсионной реформой подтверждает эту важность. Тут я бы не согласился. Пример с пенсионной реформой доказывает всего лишь факт хорошо сыгранного спектакля по разработанному заранее сценарию. При этом реальность и произошедший перелом никто так и не понял. Но сейчас не об этом.

Важнее размыслить и понять, каков должен быть ПЕРЕХОД, что можно было бы срочно предпринять нам, дабы перелом и непонимание его властью не привели бы к тайфуну или самоподжогу.

Как мы помним из всеми любимого фильма, «Перелом бывает открытый и закрытый». А также последствия бывают «лёгкий испуг», «средней тяжести», «тяжёлые» и «летальные».

Что можно было бы предпринять? Способы существуют разные: терапия, хирургия, психотерапия, народные методы, реабилитация и др.

Лично мне кажется, что переход от перелома к реабилитации не может обойтись без терапии. И тут наши с вами, коллеги, знания и умения могли бы очень сильно пригодиться. Пусть власть пока не доросла до реальности, пусть некоторые продолжат обеспечивать её неведение, но ведь многим же из нас небезразлична ближайшая судьба нашей страны? Так давайте начнём спасение утопающих, то есть, самих себя!

Предвижу, кто-то скажет: «Ну, и что ты предлагаешь?». Вопрос, конечно, убийственный, но не всепобеждающий. Я всего лишь скромный представитель цеха. Но я попробовал сдвинуться и попытаться увидеть приближающийся диагноз. А дальше - терапия и лечение. И здесь нужен консилиум.

У кого есть мнения и предложения? Давайте для начала хотя бы создадим площадку обмена. А пути развития потом выявятся. Или всё это мало кому интересно?

Валентин Добрынин
социальный технолог
(Москва-Бишкек)
so-krat.ru

Россия, политические технологии, Добрынин, выборы, Бишкек

Previous post Next post
Up