Как работают спин-технологии?

Jun 06, 2017 23:42




Центр «Аналитик» уже 15 лет занимается исследованием технологий управления информацией в общественно-политической сфере. В апреле 2017 года было проведено исследование, направленное на выявление манипулятивных технологий в освещении правительственной реформы в период с 26 сентября по 8 ноября 2016 года. Более подробно про результаты и специфику самого исследования в интервью с Марией Шелковой, сотрудником Центра «Аналитик».

Мария, расскажите про исследование.

Начну с того, что понятие «манипулятивные технологии» не совсем корректно. В нашем исследовании мы попробовали проанализировать применение методов «спин». В качестве исследовательского кейса нами было рассмотрены информационные материалы, посвященные реформе Правительства Свердловской области, с 26 сентября по 8 ноября. Если быть более точными, то мы пытались обнаружить применение «спина» в публикациях двух наиболее цитируемых СМИ - «URA.RU» и «Znak.com».

Что такое «спин»?

«Спин», они же «спин-технологии» - это комплекс методов, позволяющих сделать переакцентуацию в освещении какого-либо события. Проще говоря, это инструмент по «поворачиванию» события под нужным углом. Кстати, сам термин «спин» (от англ. spin) переводится как «подкрутка», «верчение». В целом, мы использовали классификацию, в которой приведено более 35 методов. Спин-технологии на данный момент активно используются на интуитивном уровне PR-специалистами, журналистами, политтехнологами. Однако выделение их как отдельного комплексного инструмента в большинстве своем отсутствует. Мы уверены, что их применение поможет повысить эффективность работы службы, занимающейся информационной политикой, оптимизировать разного плана затраты.




Спин-технологии - это ноу-хау в информационной сфере?

Они достаточно давно используются в мировой практике, если мы говорим об общественно-политической сфере, то примерно с 80-х годов. Особенно активно методы спина начали применяться в предвыборной кампании Тони Блэра. В нашей стране они получили развитие в 90-е, в ходе предвыборной кампании Б.Н. Ельцина. Однако, тут стоит отметить, что он зачастую подменялся другими понятиями: «политическая манипуляция», «формирование положительного имиджа», «работа с общественным мнением».

Вернемся к исследованию. Что конкретно и как вы изучали? Какие же результаты вы получили?

Основу кейса составили материалы, в которых освещалась реформа Правительства Свердловской области. Также мы отобрали методы спина: брали только те, что применяются в коммуникативном акте (в монологе и диалоге). Их было порядка 20. Для выявления спин-технологий мы использовали метод контент-анализа (качественный и количественный).

Наш анализ показал, что наиболее применяемыми оказались спин-технологии, которые позволяли управлять вниманием аудитории путем смещения акцентов на посторонние объекты. Чаще всего были использованы такие методы, как «расширение картины» (введение в разговор дополнительных тем), «смешай министра с мусором» (предупреждающий «удар» по высокопоставленным лицам в СМИ во избежание более крупного конфликта), «смещение акцента» (переключение внимания с основной темы на второстепенную), «эффект обманутого ожидания» (манипуляция общественным мнением с помощью слухов).

Второй по частоте применения стала группа технологий, позволяющая изменить «знак» события, «замерить» реакцию общественности на него. К данным методам спина относятся «победа на чужом поле» (принятие тактики оппонента, доведение ее до абсурда) и «запуск воздушных змеев» (технология, позволяющая проверить настроения общественности по какому-либо вопросу).

Можете привести пример применения одного из методов спина?

Конечно. Например, технология «повторы, риторические фигуры и тропы» была выявлена в публикации заявления об уходе Дениса Паслера с занимаемой должности. В речи, подготовленной спичрайтерами политика, отчетливо прослеживается повтор слова «благодарю/благодарен». Если обратиться к определению «благодарить», то можно увидеть, что оно обладает позитивными коннотациями. Соответственно, и на оценочный фон материала будет влиять положительно.

Или же взять интервью с Алексеем Орловым, где мы обнаружили метод «расширение картины». Суть данной технологии заключается в введении посторонних тем, не относящихся к предмету беседы. Это позволяет не только привести аргументы, подтверждающие точку зрения говорящего, но и взглянуть на ситуацию под «нужным ракурсом», переключить внимание аудитории путем своеобразного «изменения масштаба».

И в заключение можно сказать про «смещение акцента». По результатам нашего исследования, данный метод оказался одним из самых популярных в применении. Примером его использования может послужить публикация «Два свердловских министра начали войну за будущий пост», в которой подробно описывается конкурентная ситуация между Дмитрием Ноженко и Александром Высокинским. При этом, внимание читателя уводится в сторону от основной темы реформы Правительства Свердловской области.

Какое будущее у спин-технологий Вы видите?

На мой взгляд, в ближайшее время спин получит довольно серьезный толчок в развитии. Перед органами власти встают все более и более сложные задачи по формированию и поддержанию положительного имиджа, особенно в предэлекторальный период. Спин-технологии - это один из инструментов, который позволяет подходить к решению задачи системно и достигать более высоких результатов с наименьшими затратами. И, возможно, в ближайшие избирательные кампании мы станем свидетелями активного применения этих технологий.

© 2017 ИА «Повестка дня»

спин-технологии, Мария Шелковая

Previous post Next post
Up