Цирк в Екатеринбурге: основали итальянцы, подхватили коммунисты, закрепил силач-латвиец

Mar 23, 2017 16:08






Здание цирка на Куйбышева простояло до середины 70-х годов ХХ века, а затем сгорело.

Чтобы основать цирк на Урал позвали итальянскую семью
До 1883 года с развлечениями в Екатеринбурге было не густо. Труппы бродячих артистов, в состав которых входили кукольники, силачи и дрессировщики медведей, приезжали на Урал лишь изредка. Скудное состояние культуры горнозаводского края тогда не давало покоя столичным чиновникам, и они решили, что помочь холодному суровому Екатеринбургу смогут лишь... горячие итальянцы.

- Во многих городах европейской части России были цирки, - рассказала Александра Зарятдинова, директор музея екатеринбургского цирка. - Он был даже в Самаре и Пензе, а вот в Екатеринбурге не сложилось. Тогда столичный цирковой деятель Альберт Соломонский попросил своего итальянского коллегу Максимилиано Труцци перебраться на Урал и начать работать здесь на постоянной основе.

Из Италии Максимилиано приехал в Екатеринбург со всей семьей. Привез он сюда и уже готовую программу. 20 ноября 1883 года уральцы впервые увидели все виды наездничества, пантомимы, а также икарийские игры - акробатический номер, когда один артист подбрасывает другого в воздух при помощи ног. Кроме того итальянцы продемонстрировали невиданное доселе зрелище - «дрессированных волков мисс Адели Ботъ»: хрупкая девушка голыми руками спокойно поднимала над головой хищных зверюг.




Само здание первого в Екатеринбурге цирка открылось 20 ноября 1883 года на Дровяной площади (Сейчас это площадь Парижской коммуны). Небольшое деревянное строение, с коническими натяжными куполами, могло вместить до 900 зретилей. Строители предусмотрели внутри систему отопления, поэтому представления давались даже морозной зимой. По одной из версий, это было сделано еще и для того, чтобы привыкшее к теплу семейство Труцци могло комфортно работать в Екатеринбурге.

- Сначала программа состояла из трех отделений, - рассказывает Александра Зарятдинова. - Первые два - это собственно цирковые номера, а третье - классическая французская борьба.

Борцы выходили на арену в 22.00. Порой за вечер участие принимало до 16 человек. Кстати, в первом здании цирка разыгрывались также и драматические спектакли. В 1912 году оно сгорело, и на его месте появился Театр оперы и балета, где спектакли ставились уже по-взрослому.



После представления зрителям подавали трамвай

Цирк семьи Труцци так понравился уральцам, что вскоре в Екатеринбурге появилось еще несколько.

- С 1900 по 1925-й год цирковые представления давались в Народном доме, известном так же, как Пролетарский театр, - рассказала Александра Зарятдинова. - Также во втором десятилетии ХХ века старший сын Максимилиана Труцци, Рудольф, открыл в Екатеринбурге свое собственное заведение, у которого часто проходили парады Красной армии. Еще один манеж появился на Уралмаше в 1931 году. Он назывался «Цирк Уралмашстроя». Правда, просуществовал всего 6 лет.




А в 1930-м году в Свердловске появился и первый государственный цирк. Его построили на берегу реки Исеть на Хлебной площади (Сейчас на этом месте дендропарк).

- Простоял он всего один сезон, - добавляет Александра Зарятдинова. - Затем его перенесли на улицу Куйбышева, где цирк давал представления на протяжении 40 лет. Практически все известные цирковые династии работали в нем. Например, выступать приезжали Марица и Вальтер Запашные.




Между прочим, в середине 30-х годов власти всячески поощряли посещение цирка рабочими. На программах Свердловского госцирка стояла большая надпись «Ударно работать - культурно отдыхать», а на последней страничке указывалось «Внимание! По окончании представления подаются вагоны трамвая по всем направлениям». Так что можно было спокойно наслаждаться программой, не боясь, что домой придется идти пешком по темной улице. Было в программе и другое предупреждение: «Занимайте места согласно купленным билетам. Лица, обнаруженные не на своих местах, уплачивают троекратную стоимость занимаемого места».




Во главе - латвийский силач

За 130 лет цирками Урала руководили абсолютно разные личности, но, пожалуй, самой неординарной из них был Кристап Кристапович Вейланд-Шульц. В 30-х годах прошлого века он возглавлял цирк Уралмашстроя и славился среди подчиненных и зрителей невероятной силой. Родился он в 1885 году в небольшой латвийской деревушке и уже тогда поражал всех своими мышцами, когда в качестве простой зарядки подбрасывал над головой железнодорожные рельсы. Повзрослев, он переехал в Ригу, чтобы работать на механическом заводе, а затем вступил в атлетическое общество, где и стал заниматься борьбой. В итоге он одержал множество побед и даже два года подряд в 1912-м и 1913-м признавался победителем Международного конкурса по красоте и атлетическому совершенству фигуры. Говорят, что открытки, на которых демонстрировался его мощный торс, пользовались огромным успехом у уральских женщин. О его блестящей карьере наперебой рассказывали многие советские газеты.




«Однажды пути-дороги привели его в Баку, - писал в одном из своих материалов уральский журналист Николай Кодратов. - Известный в те времена антрепренер и борец Георг Лурих организовал в городе рекламу: афиши сообщали, что любой посетитель цирка может состязаться с самым маленьким по весу борцом и за победу над ним получить немалую награду. Борцом этим был Вейланд-Шульц. Весил он 75 килограммов, когда обычно цирковые борцы весили по 110-120 и более. Афиши заинтересовали местных толстосумов, которые наняли двадцать персидских борцов и под видом зрителей снаряжали в цирк. Больше трех недель каждый вечер шла борьба на арене. Вейланд-Шульц победил всех соперников, затратив на каждого не более трех минут, а на самого, как выяснилось, знаменитого из них, Мушрута, - всего 35 секунд. «Маленький шайтан» - прозвали молодого латыша соперники».

Выступая по всему миру, он в итоге прибыл на Урал, где и возглавил сначала цирк в Надеждинске (Теперь это Серов, - Ред.), а затем в Свердловске. Перед началом Великой отечественной войны Вейланд-Шульц стал руководить цирком, работавшим в филармонии. А когда фашисты напали на Советский Союз, дабы помочь красной армии, пожертвовал на строительство танка свой пояс чемпиона мира, отделанный драгоценными камнями. Боевую машину в итоге назвали «За Родину!», а самому Вейланду-Шульцу пришла телеграмма с благодарностью от Иосифа Сталина. Силач дожил на Урале до 102 лет. По словам современников, даже в этом возрасте все еще мог гнуть монеты пальцами одной руки.

Артисты сами мастерили реквизит

В 1973-м году здание Свердловского цирка, что на улице Куйбышева, совсем обветшало, и его закрыли. А спустя два года оно и вовсе сгорело. До 1 февраля 1980 года, когда открылось современное здание с куполом, все представления давались во Дворце спорта на улице Большакова. Однако, несмотря на то, что здание поменялось, до конца советских времен многие артисты не меняли традиций, установившихся в их среде. Так, например, весь инвентарь акробаты, клоуны и жонглеры делали самостоятельно.




- Артисты сами делали костюмы, пришивали к ним блестки, вязали колготки. А жонглеры для своих номеров вытачивали на станках булавы, - вспоминает Александра Зарятдинова. - В 70-е годы для изготовления этих булав специально покупались пластиковые ведра. Их разрезали и делали шестигранник, который крепился к стержню с ручкой.

Порой артистам, чтобы сделать себе экипировку приходилось работать и с кипящим свинцом.

- Для тренировок у акробатов используются утяжеляющие пояс и жилет. Таким образом, когда партнер во время подготовки кидает партнершу, она килограмма на три тяжелее, чем есть. Благодаря этому во время самого выступления, когда тяжелые жилеты снимаются, у акробатов все получается очень легко и красиво. Но таких утяжеляющих жилетов в советское время не продавалось. Их приходилось шить самостоятельно. В качестве груза мы использовали небольшие свинцовые диски, которые сами же и отливали: искали бесхозные аккумуляторы, вырывали из них свинец, плавили его и заливали формочки, выкопанные в холодной земле. КП




цирк, Екатеринбург, история

Previous post Next post
Up