Памятники мусульманской культуры на Южном Урале. Ч. 2: Варна и Троицк

Nov 14, 2018 16:07


Самый древний сохранившийся (условно) архитектурный памятник в Челябинской области возведен в XIV-XV вв., т.е. во время господства Золотой Орды в этих степях. Это так называемая «башня Тамерлана» (или мавзолей Кесене), находящаяся в 3 км. к востоку от поселка Варна. О принадлежности этого мавзолея ко времени Улуса Джучи говорят строительный материал (стандартный кирпич квадратной формы), схожая архитектура с аналогичными золотоордынскими памятниками, мусульманский обряд погребения (с отклонением от канона) и наличие у погребенных характерных серег в виде знака вопроса. Со временем мавзолей сильно обветшал, и в 80-е гг. XX века его остов был обнесен кирпичом, сделанным, кстати, по средневековым технологиям (оба образца кирпичей - средневековый и современный - выставлены в местном краеведчексом музее). Много интересной информации об этом памятнике содержится здесь, но некоторые суждения автора выглядят фантастическими (в прямом смысле). Вообще, множество мифов и баек окутано вокруг этого памятника. Однако академические исследователи аргументировано развеивают их.










Захоронения вокруг мавзолея.






Экспозиция варненского краеведческого музея.

В самой Варне, по утверждению сотрудников краеведческого музея, до революции было 3 мечети. По их словам, имеется и мусульманское кладбище, на котором есть надгробия с надписями на арабице. Сейчас в Варне имеется одна действующая мечеть (современная). Но ни кладбище, ни эту мечеть я исследовать не стал. В музее мне сообщили, что строение библиотеки «претендует» на преемственность с исторической мечетью, однако внешний осмотр этого здания, как и просмотр его контура со спутника, не выявили признаки мечети. Увы.

В 85 км к северо-востоку от Варны расположен город Троицк - уральская «Мекка».

Вообще, об этом городе можно писать много. Я ограничусь фотографиями зданий, имеющих отношение к исламу и татарам, с краткими моими пояснениями.

Всего до революции в Троицке было 7 мечетей. Из них сохранилось 4:

1-я. Нынешнее здание возведено примерно в 1820-1830-е гг. (улица С. Разина, 6). В настоящее время комплекс зданий (вместе с медресе) реставрируется.



3-я. Приблизительно 1863 года постройки (позже перестраивалась) (улица Октябрьская, 122). Действующая.



4-я. Построена в 1870-е гг. (ул. Братьев Малышевых, 32). В настоящее время здание занимают службы Троицкого электромеханического завода.






6-я. Построена в 1890-е гг. (улица Ленина, 117). Действующая.



Будучи ранее одним из мусульманских центров России, где тон к развитию города задавали татары, в Троицке сохранилось огромное количество памятников некультовой мусульманской архитектуры, испытавших, правда, значительное русское влияние.

1-е медресе «Мухаммадия» (ул. Октябрьская, 88). Построено возле 1-й мечети, образуя с ней единый архитектурный ансамбль (в настоящее время - на реставрации).



2-е медресе «Галия» (ул. 30 лет ВЛКСМ, 2А).






Медресе «Русалия» (ул. Крохмалева, 27).



«Дарельмогаллимат» - школа для девочек (ул. 30 лет ВЛКСМ, 8).



Женская школа Гайши-абыстай (ул. 30 лет ВЛКСМ, 3).



Первая русско-татарская школа (мужская) (ул. Володарского, 15).



Татарско-башкирская библиотека (ул. Ленина, 80).



Гостиница купца Башкирова (ул. Климова, 9).



Бывшие меблированные номера купчихи Батыревой (ул. С. Разина, 20).



Пассаж Яушевых (ул. братьев Малышевых, 36).



Банк купца Галиуллы Уразаева (пересечение улиц Октябрьская и Климова).






Бывшее здание магазина и склада купца Башкирова (ул. Климова, 12).



Торговые дома купцов Бакировых и Яушевых (ул. братьев Малышевых, 29 и 33).






Торговый дом Абдуллы Бакирова (ул. братьев Малышевых, 31).



Бывший кондитерский магазин купца Гафурова (ул. Советская, 99).



Дом последнего муллы 1-ой соборной мечети Мохаммата Бикматова (ул. Ленина, 61).






Дом муллы 6-ой мечети Кадыра Расулева, одного из сыновей шейха Зайнуллы Расулева (ул. Ленина, м/у 123 и 125).



Дом одной из жен купца Муллагали Яушева (ул. 30 лет ВЛКСМ, 12).



Дом второй жены Муллагали Яушева (ул. 30 лет ВЛКСМ, 14).



Дом купца Башкирова (пересечение улиц Ленина и Володарского).



Дом купца Малофеева (ул. Советская, 78).



Дом купца Уразаева (ул. Ленина, 97).



Дом купца Уразаева (ул. Ленина, 105).



Дом Абдуллы Яушева (пересечение улиц Октябрьской и Иванова).






Дом купца Латыпа Яушева (ул. 30 лет ВЛКСМ, 7).



Дом Яушева (ул. 30 лет ВЛКСМ, 6).



Дом Монавары Яушевой - дочери Шарипа Яушева (ул. 30 лет ВЛКСМ, 9).



Дом купца Мухамматвали Яушева (пересечение улиц Октябрьской и Иванова).






Дом купца Мухамматгали Яушева (пересечение улиц Октябрьская и 30 лет ВЛКСМ).



Мусульманских кладбищ в Троицке 4.

На основном кладбище, расположенном к западу от исторического центра, захоронен известный шейх Зайнулла Расулев, его мюриды, а также многие представители местной элиты, чью недвижимость я показывал выше (см. книги: Усманов В.М. Мусульманские эпитафии города Троицк. Уфа, 2013; Усманов В.М., Шамсутдинов И.М. Эпиграфические памятники г. Троицка. Троицк, 2012).





















Самое старое надгробие на этом кладбище датировано 1220 г. по Хиджре (или 1805/06 гг. от Р.Х.):



Второе мусульманское кладбище (официальное его название - Мусульманское кладбище п. Станционный). Самые ранние надгробия на нем датируются 1880-1890-ми гг.


















О третьем кладбище - «Бурумбайском» - мало кто знает. И неудивительно - от него остался лишь один надгробный памятник. Это кладбище любезно согласился мне показать его популяризатор - Р.Н. Гизатуллин. К сожалению, сведений о нем практически нет и оно практически не исследовано. Предположительно, здесь начали хоронить еще с бронзового века. Его площадь была, судя по всему, сопоставима с площадью кладбища «Каргалы зират» в Т. Каргале под Оренбургом. На местности, как утверждает Рауф Назипович, можно еще увидеть контуры стоящих здесь когда-то мавзолеев. Информацию по этому кладбищу можно получить в статье того же Р.Н. Гизатуллина «Мусульманские кладбища Троицка» в словаре «Ислам на Урале» из серии «Ислам в Российской Федерации».



Также, к юго-востоку от «Бурумбайского» кладбища, имеется еще одно мусульманское кладбище (новое?), но в этот раз оно осталось в стороне от моего маршрута.

Как видно, у Троицка очень много общего с Касимовым. Сюда еще стоит вернуться…

Челябинская область, Варна, мечети, некрополистика, эпиграфика, Троицк

Previous post Next post
Up