Могилы мусульманских «святых» в Астрахани.

Aug 03, 2016 15:39


Не так давно побывал в Астрахани. Под впечатлением от книги А.В. Сызранова «Ислам в Нижнем Поволжье» (Астрахань, 2012) в ходе поездки я решил изучить мусульманские кладбища Астрахани, где расположены могилы местных «святых». Было намечено посетить следующие некрополи (список «святых мест» на них был взят из упомянутой книги): городское мусульманское кладбище Сабан-Сияр (в «Нариманово», Советский район), Центральное мусульманское кладбище г. Астрахани (Советский район, ул. Рождественская), мусульманское кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район), городская Ак-мечеть (ул. Зои Космодемьянской, 41/15), двор дома № 64 по ул. 4-я Дорожная (в «Нариманово», Советский район).

Городское мусульманское кладбище Сабан-Сияр. Располагается на бугре «Сабан-Сияр». По А.В. Сызранову здесь находится мазар Иса-хаджи (иначе - Хаджи-Иса). Найти его мне помогла смотрительница кладбища.







Надгробного камня нет, хотя присматривающая за кладбищем утверждает, что он когда-то здесь присутствовал. Не так давно мазар был подновлен.

Имеются сведения, что на кладбище есть еще одна могила «святого», но проверить эту информации мне не довелось.

По словам смотрительницы, это кладбище возникло еще «в 1400-е годы». Исторически татарское, в настоящее время здесь хоронят мусульман различных этнических групп. Большая часть кладбища практически свободна от могил, тогда как периферийные участки заняты современными захоронениями. Вероятно, эта «пустая» часть - самая древняя, на которой уже практически не хоронят, чтобы не тревожить прах усопших. Здесь иногда попадаются старинные (дореволюционные) надгробия:






Надгробие с датой 1823 (?) г.



Надгробие с датой 1878 г.



Надгробие с датой 187? г.



Надгробие с датой 1886 г.



Надгробие с датой 1909 г.













Центральное мусульманское кладбище г. Астрахани. Расположено на «Кладбищенском» бугре. Согласно А.В. Сызранову, здесь две могилы - Гюль-ханым и Акрам-баба Машаяклы/Масаяклы. К сожалению, точно идентифицировать их на кладбище мне не удалось. Нашел лишь один мазар, про который смотритель сообщил, что это могила некоего Махмута и сопоставляет последнего с Акрам-баба. Про Гюль-ханым он ничего не знает.












Вместе с тем, другой информатор подтвердил наличие на кладбище могилы Гюль-ханым.

Также как и на предыдущем кладбище, здесь встречаются старые надгробия (в количественном отношении здесь их больше). Иногда они чередуются с новыми, иногда тоже встречаются «пустые» участки.












Надгробие с датой 1311 г. по Хиджры (=1893/4 г. от Р.Х.)



Надгробие с датой 1900 г.



Надгробие с датой 1929 г.







Кладбище это обозначено как татарское на карте Астрахани 1820 года.

Мусульманское кладбище у пос. Мошаик. Также расположено на бугре - «Татарском». А.В. Сызранов здесь локализует восемь могил следующих «святых»: 1) Абдулваххаб-хазрят (иначе - Габдель-вагаб-хазрят, Абдульвагап Алиев, Абд ал-Ваххаб ибн Али ал-Хаджи Тархани); 2) Абдрахман Сайхаджи; 3) Абдурахим/Абдрахман Тукли-баба Шашлы-адже; 4) Гайша; 5) Фатима; 6) Махмуд-ишан/афанди ал-Алмали ад-Дагистани; 7) Шейх Заман (иначе - Маслетдин Узаман/Заман-хаджи ал-Бухари); 8) Яхмарджи/Ямгурши-ишан. На информационной табличке при главном входе на кладбище список захороненных здесь «святых» несколько иной:




Мой вариант плана:



Присматривающие за кладбищем дагестанцы также опираются на этот план, не зная места захоронения остальных «святых». Итак, из приведенных списков совпадают два имени: Махмуд-афанди ад-Дагистани и Абд ал-Ваххаб ибн Али ал-Хаджи-Тархани. Имена «других 4-х авлия», похороненных в одном культовом комплексе рядом с Махмудом-афанди ад-Дагистани, приводит А.В. Сызранов: Абдурахим/Абдрахман Тукли-баба Шашлы-адже, Шейх Заман (иначе - Маслетдин Узаман/Заман-хаджи ал-Бухари), Абдрахман Сайхаджи и Яхмарджи/Ямгурши-ишан.










Этот культовый комплекс представляет собой кирпичное прямоугольное строение, состоящее из двух частей: восточной (крытой шифером), которая является коридором в западную, открытую часть - внутренний дворик, где и находятся захоронения святых. У могил этого комплекса прослеживаются надгробные камни (?), но они недоступны для прочтения из-за высокой травы. Мазар подновлялся в начале нынешнего столетия.

Остановимся кратко на биографиях некоторых похороненных здесь «святых» (привожу по А.В. Сызранову):

Махмуд-афанди ад-Дагистани (1810-1877) - суфийский святой-чудотворец, шейх суфийского братства накшбандийа-халидийа и эпоним его дагестанской ветви махмудийа.

Абдурахим/Абдрахман Тукли-баба Шашлы-адже - суфийский святой-чудотворец, возможно, исламизированный шаман, легендарный предок эмира Эдиге, основателя Ногайской Орды. Захоронение на нынешнее место было перенесено с другого кладбища.

Шейх Заман (иначе - Маслетдин Узаман/Заман-хаджи ал-Бухари) - по всей вероятности, это суфийский шейх из Бухары.

Также на кладбище есть два мазара, не упомянутые у А.В. Сызранова - жены (Ханифа) и дочери (Арифа) Махмуда-афанди ад-Дагистани. Их могилы расположены рядом с могилами 5-ти авлия.



Могилы родствениц Махмуда-афанди ад-Дагистани обозначены зелеными оградками с флагштоками. Слева - могила Ханифы, справа - Арифы. На заднем плане - культовый комплекс 5-ти авлия.



Слева - могила Ханифы, справа - Арифы. На зажнем плане - культовый комплекс 5-ти авлия.



Надгробие Арифы.



Надгробие Ханифы.

В стороне расположена могила Абд ал-Ваххаб ибн Али ал-Хаджи-Тархани (ум. в 1899 г.). Он был татарским муллой и суфийским шейхом, учеником упомянутого Махмуда-афанди ад-Дагистани и инициатором строительства в Астрахани каменной мечети № 9, или Вагап/Ваххаб-мечети (ныне - Центральная мечеть № 1). Его мазар представляет собой кирпичное квадратное строение без крыши.













Могилы Фатимы и Гайши (женщин-святых, умерших от зубной боли) найти на этом кладбище мне не удалось.

На кладбище у пос. Мошаик, также как и на предыдущих, имеются «старые» участки с редкими старинными памятниками, а также встречается чередование старинных надгробий с современными (например, возле могил 5-ти авлия).









Надгробие с датой 1870 г.



Надгробие с датой 1310 г. по Хиджры (=1892/3 г. от Р.Х.)



Казахский участок на кладбище у пос. Мошаик.

Городская Ак-мечеть. Здесь, согласно А.В. Сызранову, три могилы (подтверждено информатором): Чирак, Кутармыш и Кайтэрмыш. Однако сведения о точном их местонахождении в настоящее время утрачены. К Чирак обращаются за исполнением желаний, к Кутармыш - чтобы «отвести» надоевшего человека, а к Кайтармыш - чтобы человека вернуть.




Во дворе дома № 64 по ул. 4-я Дорожная похоронены две сестры-прорицательницы - Гульсум-кыз и Мугульсум-кыз. Поскольку мазар расположен на частной территории, больше ничего сказать о них не могу. Добавлю лишь то, что гостеприимная хозяйка усадьбы (которую можно считать хранительницей этого мазара) охотно впускает посетителей и может рассказать о сестрах более подробно.

Итак, культ «святых могил» в Астрахани развит очень сильно. По сообщению информатора, каждое кладбище имеет своего «святого». При этом точное расположение некоторых из мазаров в настоящее время утеряно; иногда можно услышать лишь название некрополя, на котором похоронен «святой», без конкретной привязки к месту. Другие же наоборот, активно посещаются и остаются «под присмотром». Жизнеописания (пусть даже легендарные) одних «святых» известны, от других же остались лишь имена. Некоторые из кладбищ, на которых расположены мазары, существуют уже несколько столетий. На их старых участках сейчас не хоронят, что указывает на сохранение исторической памяти.

Вообще, по сравнению с кладбищами касимовских татар, мусульманские кладбища Астрахани имеют ряд отличий. Это проявляется в сильном разнообразии надмогильных сооружений последних (объясняется многонациональным составом региона), отчасти в различии внешнего вида старых (дореволюционных) касимовских и астраханских надгробий, в расположении и топографии самих кладбищ... Кстати, на данный момент мне пока не удалось выявить устойчивую традицию почитания «святых могил» в Касимовском регионе. Однако есть и перекликающиеся моменты в кладбищенской культуре: при каждом населенном пункте в окрестностях Астрахани (по словам информатора - «при каждом селе»), есть свое кладбище, наличие запрета женщинам на посещение кладбищ... При этом нельзя забывать, что определенная часть захороненных на кладбищах Астрахани татар - это выходцы (или их потомки) из Среднего Поволжья. В целом, делать какие-либо выводы еще рано: в этой поездке было произведено лишь поверхностное изучение некрополей.

мазары, Астрахань, авлия, культ святых в исламе, некрополистика, эпиграфика

Previous post Next post
Up