Борис Акунин "Планета вода"

Jun 07, 2015 19:38




Знаете, я очень не люблю, когда читатели, еще недавно восторженно-благодарные, начинают комментировать автора в стиле: «исписался», «уже не тот…» «кончился» и тому подобное. По моему мнению - не автор чаще всего виноват, не он изменился. Изменились его читатели. Стали более мудрыми, опытными, требовательными и где-то даже более привередливыми. Процесс этот естественен и непреодолим.

К тому же глупо ожидать, что автору удастся произвести своим новым, энным по счету произведением, столь же сильное впечатление на читателя, какое посетило его при чтении первой (или одной из первых книг). И все-таки, мне действительно жаль, когда творчество авторов, ранее доставлявшее огромное удовольствие, цеплявшее до глубины души, наводившее на серьёзные размышления, со временем превращается, в лучшем случае, во всего лишь добротное чтиво, а в худшем - в нечто такое, что вызывает отторжение, если не отвращение.



Все это напрямую касается произведений Бориса Акунина. Когда-то давно я с упоением зачитывался его детективами о похождениях Эраста Фандорина. Они были написаны в необычной для того времени манере ретро-детектива, где-то тонко, на уровне ассоциаций, перекликающихся с классическими произведениями о Шерлоке Холмсе Конан Дойля, столь любимыми каждым поклонником детектива. Их герой - харизматичный, интеллигентный, благородный, болезненно честный, при этом смелый, сильный, умный и удачливый, вдобавок ко всему олицетворял исконную русскую мечту, сумев пробиться из «грязи в князи». Полные интереснейших приключений с лихо закрученной интригой и очень точным знанием психологии, эти произведения не просто доставляли огромное удовольствие, они приводили к размышлениям на самые разные, часто философские темы о человеческой алчности, подлости и зависти, добре и зле, о допустимых методах и средствах, которые могут быть оправданы высокой целью.

Венцом серии, как лично для меня, так и по утверждениям многих ее поклонников, стала - «Алмазная колесница». Именно в ней японист Чхартишви́ли (Акунин) сумел реализовать свои знания о востоке и достигнуть высочайшей точки, когда обычный детектив превратился в блестящее философско-романтическое произведение, в котором детективный сюжет тесно сплетался с загадочными и прекрасными японскими традициями и культурой.

Все, что выходило у Акунина в дальнейшем - было значительно ниже той планки таланта, знаний и мастерства, что была задана автором в "Алмазной колеснице". И наверное поэтому для многих, как и для меня, Акунин стал сдавать свои позиции. Произведения его по-прежнему были интересными, захватывающими, качественными, но… Но в них уже чего-то не хватало. Возможно, что и автор понял это, но скованный условиями литературного контракта, продолжал выпускать книгу за книгой, пытаясь вдохнуть ту же энергию в своего героя. Его предыдущее произведение, «Черный город», вызвало ожесточенные споры и немало различных эмоций было выплеснуто читателями на просторах интернета. Столь любимый многими герой становился другим, чрезмерно, даже для него, рефлексирующим, допускающим непозволительные ошибки, но при этом все чаще демонстрируя возможности супермена, приобретенные благодаря обучениям у «синоби» и многолетним упорным тренировкам. Финал той книги шокировал многих и после него казалось, что серия закрыта. И вот - новое произведение, сборник «Планета вода».

Вопрос - «читать или не читать?» не возник и я сразу же, с энтузиазмом и надеждой, взялся за это произведение. Из вышесказанного может последовать вывод о глубоком разочаровании, постигшем меня после прочтения этой книги, но нет. Его не было, была грусть и ностальгия. Грусть от того, что чуда не произошло, и «тот Фандорин» не вернулся. Что книга, написанная качественно и интересно, не производит какого-то ожидаемо сильного впечатления. "Недодали», - как сейчас говорят. Грусть от того, что автор несколько схитрил, выбрав для ее сюжета хронологический порядок, предшествующий недавнему произведению, т.е. не раскрывающий дальнейшего развития сюжета. И ностальгия, потому что тот самый, любимый в прошлом герой, незримо присутствует в книге и даже на какое то недолгое время возвращается на ее страницы...

Собственно о книге. «Планета вода» оказалось сборником, в который вошли три повести, хотя последнее произведение, скорее уж, является рассказом. Первая часть, наиболее объемная - «Планета вода» или «Технократический детектив», быть может, вызовет у читающего, как и у меня, легкое ощущение «дежа вю». Ее сюжет неповторимо схож одновременно и с первой книгой автора «Азазель», и с произведениями Жюля Верна, и даже, не побоюсь этого сравнения, с мотивами снятого в недавнем прошлом популярного блокбастера «Лига выдающихся джентльменов». По крайней мере, у меня возникли именно такие ассоциации. Несмотря на серьезную затравку сюжета, не покидало ощущение то ли иронии, то ли фарса. Я бы даже не удивился, если бы в конце выяснилось, что это был лишь яркий сон Эраста Фандорина, посетивший его между захватывающими приключениями. Однако нет, все перипетии сюжета происходят с героем и его спутниками «по-настоящему», описываемые автором технологические достижения, хоть и кажутся для того времени фантастическими, вполне реальны и возможны (не удержался и даже специально проконсультировался по нескольким вопросам со специалистами, подтвердившими это). И вопросы поднимаются в повести весьма серьезные - диктатура, одержимая идеей захватить и осчастливить весь мир, готовность ради этого не церемониться в средствах и без сожаления уничтожать стоящих на пути людей во имя высокой цели. И уже традиционная для Фандорина проблема выбора и определения - что есть зло, и что добро. И все-таки осталось ощущение, словно смотришь красивый, полный спецэффектов, фильм, как я уже упомянул ранее. Впрочем, возможно это лишь особенности индивидуального восприятия, и на других читателей эта повесть произведет совсем другое впечатление.

Второе произведение, «Парус одинокий», охарактеризован автором как «ностальгический детектив». На мой взгляд, именно эта повесть является главной в сборнике, так как соответствует, в первую очередь, детективной тематике, особенно учитывая, что она подана в классической форме «замкнутого детектива», когда события происходят в ограниченном пространстве и круг подозреваемых ограничен и очевиден. В это же время, повесть наиболее похожа на детективы о Фандорине, в которых основное внимание уделяется не действию и приключению, а чувствам, переживаниям, психологическим мотивам и глубокому мыслительному процессу героя. Прекрасно описанные события повести вызывают перед глазами очень яркую картину убогого отшельничества в глуши, промозглой унылости окружающего пейзажа, иногда тоскливого, но чаще осмысленно-мудрого одиночества, прерываемого вспышками страстей и тенями прошлого. Мастерски описанные автором образные характеры, кажущееся вполне достоверным описание психологических мотиваций и душевных чувств, доставляет настоящее удовольствие. Тем более, что в финале наступит справедливое возмездие, а в душе главного героя острой болью отзовётся вопрос правильности выбора и бренности земного бытия.

Ну и наконец последняя, третья история - «Куда ж нам плыть?» имеет подзаголовок - идиотический детектив. Скорее ее можно было бы назвать «ироническим детективом», если бы не одно жирное НО. Затравка сюжета, довольно традиционная для приключений Фандорина, сталкивает героя с неожиданным жестоким и интригующем преступлением. Словно заскучавшая гончая, он берет след и неустанно преследует злодея, оставляющего за собой многочисленные жертвы и воспринимающего окружающих лишь обезличенными фигурами, не заслуживающими каких-то эмоций. Сюжет развивается динамично, брутально, захватывающе и заставляет сопереживать происходящему, но вот резкий, как выстрел, финал - и выясняется, что все это - лишь для того, чтобы с насмешкой, или, если хотите, с иронией, показать истинных заказчиков, а значит и героев происходящего. Не стану раскрывать о ком идет речь, дабы не портить интригу произведения, скажу лишь, что несмотря на то, что они не названы явно, каждый сумеет узнать в них известных исторических персонажей. Казалось бы, стоит улыбнуться или даже посмеяться неожиданному и забавному приему автора, но вот только меня не оставляло ощущение, что все описываемые им вначале злодеяния и кровавые убийства, всего лишь мощные декорации к выдуманному автором, ради забавы, фарсу. Вероятно, это повод посмеяться надо мной и заподозрить в излишней чувствительности, но лично меня это покоробило.

Вот таким, по моему мнению, вышел новый сборник «Планета вода». Без сомнения, он заслуживает того, что его прочесть и составить собственное впечатление. Надеюсь, именно эта мысль придет к вам после прочтения моей рецензии. Поэтому - желаю вам приятного чтения.

чтиво, книги, акунин, мнение

Previous post Next post
Up