В медленном времени. Скончался выдающийся писатель и первый президент ПЕН-Центра Андрей Битов

Dec 04, 2018 21:21


Если попробовать описать, кем на самом деле был Битов, придется собрать длинную цепочку слов, ни одно из которых не будет ухватывать его целиком. Писатель, поэт, эссеист, путешественник, художник, президент ПЕН-Центра, вокалист и фронтмен “Пушкин-бенда” (в которым под складный вой мастеров фриджаза зачитывал черновики стихотворений Пушкина со всеми вариантами и разночтениями), мыслитель, нумеролог, отец и предтеча русского литературного постмодернизма, исследователь внутренней жизни империй, создатель “Новой Пушкинской премии”, автор идеи памятника Чижику-Пыжику на Фонтанке…
То, что Битов не совпадал ни с одним из этих слов, даже важнее, чем то, что каждое из них верно. Он вообще старался не совпадать, страшно злился любым попыткам запрячь его в те или иные партии. Многолетний собеседник Катя Варкан в одном из интервью вдруг спросила его, как он относится к часто поминаемым “либеральным ценностям”. В ответ Андрей Георгиевич разворчался: “Есть только одна либеральная ценность - уважение к другой личности. На любом уровне. Вот это я понимаю.
Дело в том, что личность не обязана себя доказывать. Она есть. Она может быть в каком угодно существе. И вот надо уважать эту личность. А мы уважаем только начальника. Либо за славу, либо за деньги, либо за власть”.



Роман “Пушкинский дом”, написанный между 1964 и 1971 годами и опубликованный в 1978 в Америке, в издательстве “Ардис” Карла и Эллендеи Профферов, определил его судьбу: с одной стороны, окончательно выломав молодого писателя из всей советской жизни, с другой - забрав его целиком в большую литературу, дав право говорить от имени культуры, говорить с современностью из другого времени. “Пушдом” сперва был рассказом, к написанию которого автора подтолкнул процесс над Бродским и ощущение схлопывания короткой эпохи свобод, потом стал повестью, потом романом, потом запретным романом, потом - одним из главных событий русской литературы 70-х.

Многие книги, идеально совпадающие со своим временем, тут же исчезают из интеллектуального обихода и круга чтения сразу после его конца. Битов, писавший почти все тексты очень медленно, не попадавший во время во всех смыслах, остается и сегодня очень живым писателем: “Улетающий Монахов” или “Жизнь в ветренную погоду” сегодня так же свежи и упруги, как в момент публикации, в них дышит та же музыка русской прозы, которую по-прежнему мало кто умеет.

Некоторым образом, конечно, именно история публикации “Пушкинского дома” и последовавшего за ним десятилетнего запрета на профессию привела Битова к тому, что в 1991 он стал первым президентом русского ПЕН-Центра: просто потому, что в новой жизни писателям было нужно хоть какое-то прикрытие, какая-то фигура для разговора с властью - и стреляный воробей Битов охотно взял эту противоречивую роль на себя.

Быстрая книга у него была, кажется, только одна. “Уроки Армении”, написанные за одну неделю: поразительное эссе, совместившее в себе изысканный травелог (кажется, тогда и слова-то такого не было) с пылающей ненавистью к тем, кто спланировал и осуществил геноцид армянского народа.

Андрей Георгиевич Битов вообще был очень медленный. Не в том смысле, что двигался неторопливо или говорил обычно неспешно, а в том, что мыслил себя самого в совершенно другом понимании времени. Наотрез отказывался становиться эффективным и делаться профессиональным литератором: “Русская литература до сих пор была непрофессиональной. Ей достаточно было быть гениальной. Сейчас возникает профессиональная литература, она есть уже. И есть успешные авторы. Но это другая область. Это как сравнивать хлеб и вино, которое употребляли ученики Иисуса на Тайной Вечере, с тем хлебом и вином, которое мы покупаем в соседнем магазине. Но когда действительно настоящий литературный текст переломишь, как хлеб, из него потечет кровь”.

В 2005-м году он написал “Воспоминания о Пушкине” и журналисты вместе с литературной общественностью тогда ухихикались, спрашивая, на дружеской ли ноге живой классик с “нашим всем”. Битов на все эти смешки реагировал очень спокойно и каждому, никуда не торопясь, рассказывал, что, дескать, выстроил в одну линию все письма, произведения, черновики и теперь знает точно, что Пушкин скрывал, о чем думал, чего никогда не написал. В какой-то момент, слушая всё это почти бесконечное, полуэзотерическое повествование, ты понимал, что на самом деле всё правильно: конечно, они с Пушкиным современники, просто делят одно на двоих другое какое-то время, не то, в котором мы пытаемся его поймать и описать.

Это медленное время, в котором каждая строчка звучит постоянно и бесконечно, оно даёт нам сегодня последнюю надежду.

На самом деле Битов никуда не делся. Продолжает медленно быть. Всегда.

(для газеты «Ведомости»)

Previous post Next post
Up