Вот книга, с которой кажется, все сразу понятно при первом взгляде на обложку: Алекс Экслер. «Ozon.ru. История успешного интернет-бизнеса в России».
Алекс Экслер - один из самых популярных писателей в русском интернете, блоггер и журналист. Озон - интернет-книжный магазин, с конца девяностых пытавшийся повторить успех американского лидера того же сегмента, магазина amazon.com. Даже название Озон получилось из обрезанного амазона. Я, например, помню еще времена, когда адрес amazon.ru перенаправлял пользователя на главную страничку Озона.
Казалось бы, вот он, рецепт успеха: взять компанию, услугами которой пользуется огромное число людей по всему миру (ведь Озон - едва ли не единственная возможность для жителя зарубежья получить русскую книгу), помножить полную информированность на легкое перо - да еще выпустить книгу в нынешнюю эпоху второго бума интернет-предпринимательства.
В это трудно поверить, но не получилось совершенно ничего. Остроумный в других сочинениях Экслер написал невыносимо скучную книжку, периодически впадающую в пересказ должностных инструкций, а вся история строительства главного книжного магазина в интернете превратилась в череду ужасов, катастроф и провалов. Обобщения и анализа - ноль; густой запах трудового пота перебивает все иные мысли и мотивы.
Что тому причиной, нам остается только гадать. Может быть, знаменитая личная скромность всех, кто работает в интернетовском бизнесе. Может быть, традиционная русская привычка прибедняться, вместо побед и успехов рассказывая о том, что могло бы получиться, но не вышло.
Поиск хоть какого-нибудь смысла в появлении этой отчаянной мути неминуемо приводит нас в лапы конспирологических теорий. Единственная причина, по которой эта удивительная книга должна была бы выйти именно такой - если бы нужно было отпугивать новых участников от интернет-предпринимательства.
Книга Алекса Экслера под названием «История успешного интернет-бизнеса в России» словно должна сказать каждому, кто хотел бы инвестировать в развитие сетевых проектов или начать делать свой: Остановись! Подумай! Если «успешный бизнес» - такой, то каким же будет бизнес поплоше?