Черный квадрат не Малевича

Sep 04, 2016 08:47

   "Черный квадрат" (а точнее "Черный квадрат на белом фоне") Малевича - одно из самых знаменитых и обсуждаемых произведений не только русского, но и мирового искусства. Исследуя возможности цвета и формы, Малевич стал основоположником направления в живописи, названного им супрематизмом (от лат. supremus - наивысший).
    Свой первый "Черный квадрат" художник представил на петербуржской выставке футуристического искусства "ноль-десять" в 1915 году. В экспозиции он поместил картину в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы, провозгласив таким образом значимость полотна и заложенный в нем глубокий смысл.



Однако, не все современники поняли смелый замысел художника. У большинства критиков и зрителей суперматизм вызвал волну неприятия: в непривычной новой живописи они увидели чудовищный разрыв с реальными образами. По их представлениям, супрематизм вообще не имел права претендовать на звание искусства, ведь нарисовать квадрат может любой. Многие также обвинили Малевича в плагиате. И, надо сказать, что для этого действительно есть основания:



Казимир Малевич был далеко не первым, кого привлекла эта фигура.
Еще в начале XVII века английский философ, алхимик и оккультист Роберт Фладд проиллюстрировал свой трактат о возникновении и развитии вселенной шестью гравюрами. Первая из них называлась "Великая тьма". Это был, наверное, единственный до Малевича квадрат, несущий философский смысл.



*****
  Спустя двести лет, Берталь (настоящее имя Д’Арну Шарль Альберт), известный как карикатурист, портретист, автор иллюстраций к книгам Андерсена, Дюма, Диккенса, Перро, снова обратился к этой теме. В 1843 г. Берталь создал произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», представляющее черный прямоугольник в горизонтальной позиции, покрытый неясными знаками (так бы мог выглядеть современный ночной снимок из космоса). Что хотел сказать автор? Скорее всего это просто была шутка.

*****
  С «черного квадрата» начинается и сатирическая книга «Живописная история Святой Руси» Гюстава Доре, опубликованная в 1854 году. Однако для 22-­летнего художника, с пятнадцати лет публиковавшего свои шаржи и карикатуры в популярных парижских журналах, заштрихованный квадратик не был символом непознаваемости окружающего мира, а лишь отображал его представление о зарождении Руси. Подпись к этой иллюстрации гласит: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков».



*****
  В  октябре 1882 года группа представителей парижской богемы "Салон непоследовательных", творивших под логунгом "Искусство непоследовательно", открывает выставку работ, охарактерезовать которые можно как абсурдные и каррикатурные. Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное полотно, написанное поэтом Полом Билходом с неполиткорректным названием "Ночная драка негров в подвале".



*****
  Французский журналист и юморист Альфонс Алле был одним из основателей группы «Несуразные искусства» (1882-1893). Он так же известен, как «тайный» родоначальник или предтеча концептуализма и минимализма, а еще как первый в мире абстрактный художник, намного раньше Малевича работавший в «монохромическом» стиле.
Видимо Альфонсу Алле идея про негров так понравилась, что он не только поддержал ее, но и развил.В 1883 году он представляет на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен свой черный квадрат, назвав его «Битва негров в пещере глубокой ночью»".
    Далее появилась на свет целая серия одноцветных полотен под не менее колоритными названиями: "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами", "Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору", "Сутенеры в самом рассвете сил, пьющие абсент на животах в траве" и др. Цвет прямоугольников, изображенных на них угадать не сложно:)
Это было за 20 лет до квадратов Малевича.

Не трудно заметить, что в один и тот же простейший образ разные художники вкладывали абсолютно разный смысл. От абсурдного и каррикатурного до филосовского и концептуального.
    Самым известным, как мы знаем, стал квадрат Малевича, хотя он был далеко не первым. И дело тут, как мне кажется, не только в серьезной теоретической базе, подведенной под это произведение. На мой взгляд, суперматический квадрат был создан очень вовремя, в переломный период, когда ценители и знатоки искусства разделились на два лагеря (готовых и не готовых принять абстрактную живопись). Идея создания такой иконы нового направления просто витала в воздухе. Малевичу же, много экспериментировавшему в этом направлении, удалось ее воплотить и правильно преподнести публике.



В дальнейшем Малевич сделал три копии своей уже знаменитой к тому времени картины.

Второй «Чёрный квадрат», был выполнен в 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции.

Третий датируется 1929 годом и является точным авторским повторением основной работы. Он написан Малевичем для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее.

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, принёс картину в одно из отделений Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным за 1 миллион долларов США, а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж.

Источники:
http://gutman38.narod.ru/
wikipedia.org

Детали, История, Великое и непонятное

Previous post Next post
Up