За пять лет я сделал более 40 детских интерьеров разного масштаба. Это отдельные игровые уголки, целые детские комнаты в квартирах и домах, интерьеры детских студий. Пришло время обдумать этот опыт и найти закономерности. Мои рассуждения будут полезны тем, кто хочет обустроить помещение для детей - с моей помощью или самостоятельно.
Чтобы улучшить пространство для ребенка, часто даже не обязательно заказывать целый интерьер за большие деньги. Иногда достаточно просто переставить диван или шкаф, чтобы комната стала просторнее, у ребенка появился укромный уголок для игры или интересное место для лазания. Об этом я напишу в статье.
История вопроса
Первоначальным толчком к созданию интерьеров для детей стало знакомство и совместная работа с Юрием Сырковым. У него я перенял идею строить все без чертежей, «от стенки», а также несколько полезных технических приемов. Его смелость в работе с пространством, свободные линии, сочетание эстетики и функциональности всегда служат для меня источником вдохновения. Рекомендую прочитать его статью «Детский архитектор» на сайте журнала Seasons (
http://seasons-project.ru/life/detskij-arhitektor), потому что все, что я делаю и пишу, так или иначе перекликается с его идеями и опытом.
Жизнь так устроена, что все описанные ниже принципы в той или иной мере воплощаются в традиционной природной и деревенской обстановке, которая сложилась за века и тысячелетия развития человека. Детская психика очень консервативна, она следует внутренним правилам, на которые современные новшества не оказывают практически никакого влияния. Все мы знаем, как хорошо детям в деревне, как много они получают там для своего развития, как накопленные в деревне способности и впечатления помогают детям в городской жизни.
Поэтому все мои постройки для детей сделаны из дерева и похожи на лесные избушки и деревья. Я стараюсь перенести в городскую квартиру частичку деревни, леса, лета и свободы, которые мы так любим, но не можем позволить себе в городе.
В этой статье я опишу общие принципы построения детской комнаты, которые вы сможете применить с уже имеющейся мебелью или используя стандартную мебель из магазина. Во-первых, это базовые знания, известные всем хорошим дизайнерам и архитекторам, я лишь стараюсь изложить их простым языком. Во-вторых, знания педагогические и практические - о том, как ребенок использует пространство, что ему нужно иметь вокруг себя.
Детский взгляд
Взрослому серьезному человеку порой бывает трудно отключиться от своего взрослого «практического» взгляда на вещи, который основывается на знании и привычке к определенным видам мебели, названиям, формам и функциям. Ребенок находится немного в другой ситуации - у него еще нет устоявшихся представлений о функциях и форме разных предметов, он воспринимает все окружающее исходя в основном из своих желаний и из очевидных форм, не понимая в точности их смысла.
То есть, шкаф - это не обязательно полки, ящики, вешалки и дверцы. Для начала - это просто большой ящик, стоящий в углу или посередине комнаты. Что он означает - второй вопрос.
С другой стороны, хранить вещи можно не обязательно в шкафу. Есть множество способов положить или подвесить вещи. Это можно сделать на полу, в углу, на полке, на ступеньке, на любой горизонтальной поверхности, в дырке, между стенками, в коробке, наверху, за дверцей, за занавеской, за стеклом, в мешке, на крючке, на палке.
Серийным производителям проще всего использовать для этого прямоугольные ящики с перегородками, называемые шкафами. Их дешевле всего изготавливать, и они удовлетворяют минимальным запросам большинства людей. Но если мы обустраиваем всего одну комнату с точно обозначенными собственными потребностями, то мы можем воспользоваться любым из перечисленных способов и форм.
Выйти из-под влияния стереотипа и переключиться в состояние свободного творчества сложно, поэтому можно применять какие-нибудь простые способы расширения сознания. Например, поиграть в детскую игру отрицания. На все, что вам приходит в голову, говорить «нет, не …», и пытаться найти другое решение.
Где спать? На кровати. Нет, не на кровати. Тогда где? На полу, на матрасе, в гамаке, на втором этаже - сразу возникают интересные варианты. Из них уже можно выбирать реальные. Может быть, вы в конце концов опять придете к кровати, но придумаете к ней что-нибудь более интересное, удобное, красивое: расположение, форму, функции.
Куда сложить игрушки? На полки. Нет, не на полки. В ящик, в коробку, под стул, под лавку, под кровать, на шкаф, под лесенку, в домик, в стиральную машинку, в мусорное ведро…
Функция, движение, взгляд
При планировании комнаты я стараюсь увязать воедино три элемента: функцию, движение, взгляд.
Функция - это те дела, которыми дети будут заниматься в своей комнате. Движение - это удобные направления движения по комнате. Взгляд - это то, как мы видим комнату, ощущаем ее пространство. Каждый из этих трех принципов очень важен, они дополняют друг другу.
Обычно родителям кажется, что главное - функция, конкретный набор объектов мебели, на которых дети делают конкретные дела - спят, играют, занимаются, лазают. Но если не продумать заранее пути движения по комнате, то объекты могут оказаться в неудобных местах, будут использоваться не полностью или на их размещение не хватит места.
Взгляд - еще менее осязаемая материя, но не менее важная. То, как мы воспринимаем комнату, как ощущаем пространство, определяет наше настроение, внутреннее состояние. А внутреннее состояние влияет на результат всякой внешней деятельности. Дружелюбная, уютная, разнообразная, просторная атмосфера облагораживает и наполняет смыслом любое дело, которое делается в этой атмосфере. Впечатление от пространства комнаты остается в памяти и оформляет воспоминания в цельный образ. Особенно это касается детей, которые очень восприимчивы к эмоциям, которые их окружают.
Зрительное ощущение в комнате создается общей компоновкой пространства, его не исправить добавлением декоративных элементов к уже расставленной мебели.
Поэтому, хотя зрительное восприятие помещения - самая «эфемерная материя», начинать планирование комнаты нужно со именно со взгляда. Затем переходить к движению - более телесному восприятию пространства, и только потом размещать в комнате функции - объемные и весомые предметы.