ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ (1936-1939). КРАТКИЙ АНАЛИЗ И МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ
(из книги Алика Гомельского "История. Невыученные уроки")
После эмиграции короля Альфонсо в 1931-м новопровозглашённую Испанскую республику лихорадило…
В лучших традициях коммунистов, под влиянием левых экстремистов рабочие повсеместно начали выходить на улицы. Республиканцы громили и поджигали храмы и монастыри, уничтожали иконы, оскорбляли верующих и избивали клириков. С особым рвением революционные толпы насиловали монахинь (цинично говоря, что превращают Христовых невест в невест революции). Раскрытые архивы подтверждают сегодня, что Коминтерн уже с 1932 года проявлял возрастающий интерес к событиям в Испании, увеличивал финансирование испанской компартии, активно инструктировал ее руководителей. Несмотря на отсутствие в Мадриде советского посольства, страна была наводнена пропагандистскими брошюрами о процветании социализма в СССР и счастливой жизни советских трудящихся. Работу Коминтерна в Испании весной 1936 года возглавляли сразу три законспирированных международных революционера, давно бежавших с родины и существовавших на деньги советского народа: аргентинец Виктор Кодовилья, итальянец Пальмиро Тольятти и венгр Дьердь Гере. Помимо духовенства, преследованиям подвергались аристократы, офицеры, адвокаты, врачи. В ответ на террор монархисты начали убивать политических лидеров республиканцев. Гражданская война стала неминуемым финалом…
6 июля был схвачен и заключен в тюрьму депутат и лидер фалангистов, сын премьер-министра в правительстве Альфонса ХIII, молодой аристократ Хосе Антонио Примо де Ривера. Когда монархист Кальво Сотело в парламенте бросил обвинение правительству в неспособности защитить население от произвола, депутат от фракции коммунистов Долорес Ибаррури, знаменитая «Пассионария», заявила, что он не доживет до завтрашнего дня. В ту же ночь Кальво Сотело был застрелен в своей квартире. Это случилось 12 июля 1936 года.
Через четыре дня, 16 июля, в Барселоне левые начали настоящую резню: было убито по меньшей мере 700 священников, захвачен и разгромлен дворец юстиции, расстреляны все судьи и адвокаты. В городе шла настоящая охота на офицеров и предпринимателей. Горели церкви, магазины и частные дома. На следующий день, 17 июля, коммунисты объявили о формировании собственных вооруженных сил.
И только после всего этого, 19 июля, армейские гарнизоны восстали против красного террора...
К началу выступления военных их основные силы находились в Африке, и для успеха требовалась срочная переброска на материк. В поисках выхода из сложившейся ситуации Франсиско Франко решил обратиться к Германии и Италии с просьбой о предоставлении самолетов для переброски Африканской армии в Испанию. Следует уточнить, что в созданном 23 июля в Бургосе первом правительстве националистов - Хунте национальной обороны - для Ф. Франко не предусматривалось никакого руководящего поста. По отношению к генералу Франко Хунта лишь подтвердила его назначение на пост командующего Африканской армией. В обязанности Ф. Франко входило командование марокканским корпусом, основной ударной силой движения. До своей гибели в авиакатастрофе (20 июля 1936-го) главой заговора был Хосе Санхурхо. Затем на авансцену вышел Эмилио Мола...
Отчаянные просьбы испанцев помочь хотя бы боеприпасами даже не были переданы из МИДа Гитлеру. Но Ф. Франко догадался обратиться за помощью к своему старому знакомому - адмиралу Канарису. Глава Абвера тут же связался с эмиссарами восставших и посоветовал им действовать не по дипломатическим, а по партийным каналам. На этот раз письма, посланные (26 июля) из Бургоса и Сеуты, быстро попали к фюреру и немедленно получили отклик. В последних числах июля в Марокко приземлилась первая двадцатка многоцелевых самолетов «Ju 52». Эти машины можно было использовать не только для бомбометаний, но и как транспортные. Почти одновременно Муссолини согласился предоставить Ф. Франко бомбардировщики. Как и Гитлера, итальянских правителей заинтересовали природные богатства Испании и ее стратегическое расположение в Атлантике, на стыке Европы и Африки. Они были уверены - если они помогут восстанию, Испания затем окажется в их власти.
Но еще до обращения националистов к Германии и Италии республиканское правительство направило телеграмму с призывом о помощи премьер-министру Франции Леону Блюму. В отличие от республиканцев, контролировавших золотой запас, у мятежников средств не было, поэтому немцы и итальянцы после препирательств с Ф. Франко по дипломатическим каналам согласились «пока» помогать ему в основном в кредит, планируя рассчитаться после войны. Меньшую часть вооружения они поставляли на коммерческих началах. Но в обмен на вооружение Гитлер настоял на допуске германских военных специалистов - саперов и артиллеристов - на стратегически важные территории - Канарские острова и Марокко. Ф. Франко был вынужден согласиться. Затем Берлин стал добиваться принятия националистами «плана Монтана» - установления прямого контроля Третьего рейха над испанской добывающей промышленностью. Нацисты угрожали, что в ответ на отклонение плана Германия перестанет помогать националистам. Фактически они готовили Испании статус германской полуколонии.
Из Саламанки и Бургоса после всевозможных отсрочек и отговорок (пропажи документации и т.п.) последовал решительный отказ. Ф. Франко объявил германскому послу: «Ни за что! Лучше потерять все, чем отдать или заложить частицу национального богатства». Когда же посол Рейха намекнул, что без германского оружия и советников националисты рискуют проиграть войну, каудильо возразил: «Уж лучше мы уйдем в горы и станем партизанить». В отместку Гитлер и Геринг прекратили военные поставки из Рейха и отказывались возобновить их в течение полугода - вплоть до начала 1938 года. Хороши друзья, ничего не скажешь!
Сейчас трудно в это поверить, но всего за полгода до мятежа Франко спокойно охотился на кроликов, покупал с женой антикварную мебель и смотрел с семьёй мультфильмы Диснея, стараясь держаться подальше от политических митингов. Вообще личность Франсиско Франко крайне интересна. Потомок испанских евреев, принявших христианство, военный, сделавший головокружительную карьеру в сражениях, а не в штабах: в 19 лет - лейтенант, в 22 - капитан, в 23 - майор, в 32 - полковник, в 33 - бригадный генерал.
Британский историк Джордж Хиллс писал, что Ф. Франко был в Марокко почти легендой среди своих людей как командир, который не губит напрасно жизни, а среди туземных частей регулярной армии - как любимец Аллаха, которого облетают пули, даже когда он представляет собой мишень, сидя на коне.
Тема Гражданской войны в Испании тянет на несколько больших библиотек, так что просто приведу интересные факты:
СССР «безвозмездно» поставлял республиканцам оружие и продовольствие, и так же «безвозмездно» взял на «хранение» около 73 % (т. е. 510 тонн) стратегического золотого запаса Испании (между прочим, четвертого в мире на то время). Руководил вывозом золота уполномоченный НКВД в Испании Александр Орлов (он же Лейб Фельдбин, он же камрад Мигель, он же представитель «Bank оf America» Джордж Блэкстоун). Остальные 193 тонны республиканцы отправили в Париж для оплаты поставок оружия и продовольствия, из которых около 40 тонн правительство Франко смогло получить после окончания войны. Таким образом из 700 тонн золотого запаса страны республиканцы пустили на ветер более 94 %! В ответ на требования вернуть золото СССР заявил, что оно ушло на оплату поставок оружия… Следует заметить, что целый ряд испанских судов, попав в Советский Союз, был также конфискован в счет долгов Испанской Республики за поставки оружия. К примеру, достаточно новые, большие и быстроходные «Днепр» (бывший «Cabo San Augustin» 1931 года, дедвейт 9900, скорость 16 узлов) или «Волга» (бывший «Juan Sebastian Elcanо» 1928 года, дедвейт 6200, скорость 16 узлов).
В сентябре 1936-го Ф. Франко приказал помочь осаждённой крепости «Алкáсар» (Alcázar de Tоledо), вызволив её истощённых защитников, вместо того чтобы взять наскоком республиканский Мадрид. Эта операция оказала огромное морально-пропагандистское воздействие на националистов. Франко вселил в своих сторонников уверенность, что в случае окружения будет сделано все для их спасения.
Художник Сальвадор Дали был убеждён, что генералиссимус Франко - святой; фюрер Германии Адольф Гитлер соглашался скорее посетить кабинет дантиста (а зубных врачей он боялся до смерти!), чем общаться с испанским каудильо, а премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отмечал, что политика Франко на всем протяжении войны была исключительно своекорыстной и хладнокровной, он думал только об Испании и испанских интересах, а также о том, как предотвратить участие своего обескровленного народа в новой войне.
В количественном отношении вооружение республиканцев и националистов было вполне сопоставимо, но по качеству… По тактико-техническим данным вооружение Республики намного превосходило франкистское. К примеру, основу истребительного парка националистов составляли «Fiat CR32» (360 км/ч) и «НЕ51» (330 км/ч). Оба типа истребителей не были в состоянии догнать в небе советские бомбардировщики СБ (450 км/ч) и истребители И16 (525 км/ч) (республиканские). В бронетехнике преимущество республиканцев было вообще подавляющим! Лишь менее сотни германских танков Panzer II имели пушки (20 мм калибр), а абсолютно все 362 советских танка были вооружены 45 мм (или, по крайней мере, 37 мм) пушками, более того, около 70 бронемашин (БА 3 и БА 6) тоже несли 45 мм пушку. И ещё: 150 итальянских танков таковыми, по сути, не являлись - их броня была тоньше, чем на советских бронемашинах, а вес, соответственно, почти в два раза меньше.
Интересно также сравнить общее количество жертв Гражданской войны в Испании и в Российской империи. Итак, с 1936 по 1939 в Испании погибло около 500 тысяч человек, а с 1917 по 1922 в Российской империи - 10 миллионов 500 тысяч человек - т. е. в 21 раз больше!
Агенты НКВД методично уничтожали всех сторонников и союзников Троцкого, что не только внесло раскол в ряды защитников республики, но и заставило задуматься многих сочувствующих левым силам (в частности, Джорджа Оруэлла, воевавшего в подразделениях троцкистов). По троцкизму был нанесён сильнейший удар, по испанскому троцкизму - смертельный. К тому же, НКВД стал обладателем очень солидного количества загранпаспортов из десятков иностранных государств. Дело в том, что архивы с паспортами добровольцев-интербригадовцев слишком часто «горели» или «взрывались».
В ноябре 1936-го, накануне осады Мадрида, произошла расправа с несколькими тысячами политзаключенных из столичных тюрем. 7 ноября их вывезли из Мадрида и без суда тайно расстреляли в уединенной местности юго-восточнее города. Это событие вошло в историю как «Паракуэйская резня». Правительство опасалось, что заключенные поднимут восстание и захватят город. Очень немногим из них удалось бежать. Руководили операцией 20-летние лидеры «социалистической молодежи» Сантьяго Каррильо и Хосе Касорла. Среди ее вдохновителей были также советские граждане - Михаил Кольцов, Ян Берзин и Орлов-Фельдбин. Расправу позже списали на «бесконтрольных» анархистов. В романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» М. Кольцов выведен под именем Каркова.
К слову, Хемингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании. Он даже организовал сбор пожертвований в пользу республиканцев, боровшихся с генералом Франко. Фонд Хэмингуэя был далеко не единственным. Только через Североамериканский комитет помощи испанской демократии с сентября 1936-го по январь 1937-го было собрано различных пожертвований на сумму в 1305000 долларов. Всё познаётся в сравнении... США, 1936 год: новый дом - $4000-6000; средняя годовая зарплата - $1700; галлон бензина (т. е. около 4 литров) - 1020 центов, буханка хлеба - 8 центов; галлон молока - 48 центов, «Студебеккер» - $665.
Бомбардировка Герники не была санкционирована Франко. Прямую ответственность за налёт несло командование Легиона Кондор во главе с Вольфрамом фон Рихтгофеном и его начальство в Рейхе - штаб рейхсмаршала Геринга. Благодаря Пикассо об этом баскском городе знают во всем мире. Гораздо меньше известно о бомбёжке города Кабра в провинции Кордоба советскими самолётами СБ, ведомыми советскими летчиками (7 ноября 1938 года), когда 109 человек погибло и более 200 было ранено.
14 декабря 1936 года крейсер «Канариас» задержал в западном Средиземноморье транспорт «Комсомол», который, по официальным данным, вез марганцевую руду в Бельгию. Инцидент получил широкую огласку. Советские газеты, радио и собрания трудящихся осудили «пиратское нападение» националистов на безоружное судно торгового флота невоюющей страны. Однако стоит обратить внимание, что в октябре этот транспорт доставил в Испанию 50 танков Т26. В итоге экипаж «Комсомола» затопил своё судно, несмотря на то что официально указанный в судовых документах груз - марганцевая руда - не считался тогда военной контрабандой. Ряд других советских судов, следовавших в третьи страны, был тогда же захвачен националистами, отведен в Сеуту, но отпущен после досмотра. Характерно, что их команды не стремились затопить суда, а советские СМИ не уделяли этим эпизодам внимания.
Подведу итог: оглядываясь в прошлое, с позиции знания правды о реалиях Советского Союза, можно заключить, что благодаря восстанию военных и личным качествам Франсиско Франко Испания смогла избежать тяжёлой участи «осовеченных» стран. Естественно, жаль всех погибших в испанской Гражданской войне, но жертв было бы НЕИЗМЕРИМО БОЛЬШЕ, победи тогда левые...
ЛИТЕРАТУРА:
Владимир Островский. «Каудильо».
Хельмут Гюнтер Дамс. «Франсиско Франко. Солдат и глава государства».
Денис Креленко. «Франсиско Франко: Путь к власти».
Сергей Юльевич Данилов. «Гражданская война в Испании (1936-1939)».
Николай Николаевич Платошкин. «Гражданская война в Испании. 1936-1939».
Hedda Garza. «Franciscо Francо». 1987. Chelsea Hоuse Publishers.
Filipe Ribeirо de Meneses. «Francо and the Spanish Civil War» Rоutledge 2001.
Hugh Thоmas. «The Spanish Civil War». Penguin Bооks. 2001. Lоndоn.
Франсиско Франко.
Вильгельм Канарис.
Тот самый транспортный немецкий «JA-52».
Alcázar de Toledo.
Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэр).
Танк БТ-5 (советский).
Танк Т-26 (советский).
Бронеавтомобиль БА-6 (советский).
Танк PzKpfw_II (немецкий).
L3/35 (итальянская танкетка).
И-16 «Ишачок» (советский).
Fiat_CR_32 (итальянский).
He 51 (немецкий).
Valle de los Caídos.