Говорят, что правильная постановка вопроса - половина его решения. Западная творческая и иная интеллигенция весьма поднаторела в этом деле: порою даже удивляешься, как, после стольких трактатов философов, психологов, сатириков, политиков, экономистов, писателей, художников - можно еще верить в то, что трава по ту сторону границы зеленее. Интернет позволяет с легкостью узнать все про расчеловечивание, эксплуатацию, бессмысленность, любую иную несовершенность современной жизни.
Однако люди ожидают от интеллигенции не только первой половины решения своих проблем - но и второй. Великие революции (в отличие от постоянно случавшихся мятежей и восстаний) начинались не там, где приходило понимание, что жизнь - плоха. А там, где людям показывали иное, светлое будущее - и шаги, которые нужно предпринять для его достижения.
Так как же сейчас состоял дела с ответами? Желание западной интеллигенции отказаться от коммунизма - удовольствие не из бесплатных. Несмотря на расхожее мнение,
века марксистской и социалистической традиции ушли не на развитие идей, как репрессировать наибольшее количество народу. Долгое время только социалисты сохраняли веру в человека, в прогресс, обсуждали возможность превращения людей не в винтики Машины, а во всесильных творцов, разуму и науке которых рано или поздно подчинятся силы природы. Утверждалось даже, что человечество должно преодолеть саму Смерть, воскресить предков, исправить все зло в мире - подобно древним героям, побеждавшим страшных чудищ, завершая дело Богов.
Эти социалистические ответы сыграли ключевую роль в ХХ веке - на них человечество «вылезло» из пучины бессмысленной Первой Мировой войны, нанесло поражение мировым черным силам фашизма. Обойти их стороной, проклясть даже «утилитарные» - социальные, промышленные - их достижения… Мало кому удалось сделать это, не отказавшись от каких-то важных гуманистических констант. Прокляни коллективизм (как это сделали многие) - и останешься беспомощным перед лицом социальных и природных сил одиночкой. Откажись от развития человека - и получишь мир холодных машин, перемалывающий людей. Скажи, что все великие, объединяющие и вдохновляющие на подвиги идеи - «тоталитарны», опасны для свободы личности - и обречешь себя копошиться в мелочных вопросах потребительского быта или бессмысленно играть красками в «современном» искусстве.
Куда же мы идем? В капитализм? Социализм? Коммунизм? Что за светлое будущее обещает нам западная интеллигенция? Чем ответят они на вызовы сегодняшнего общества?
Один из самых внятных ответов на все эти вопросы прозвучал на рубеже 2010-х годов - из «уст» известного датского кинорежиссера Ларса фон Триера. Человек, начинавший с «антибуржуазного» манифеста, пришел к некоей финальной точке. Не так важны его заявления по поводу эстетики нацизма и еврейско-немецких корней - это все легко списывается на шутки и эпатаж, построенный как раз на понимании «неприемлемости» данных вещей. Другое дело - фильмы, один из которых - «Антихрист» - режиссер считал вершиной своей карьеры, а героиня второго - «Меланхолия» - была аллюзией на личность автора.
Шершавым языком плаката - конечно, не пролетарского, а «элитарного», богатого метафорами и популярными на западе отсылками к дохристианской культуре, - яркий представитель западной интеллигенции предлагает зрителю свой «универсальный ответ».
Что человечеству надо сделать, чтобы мир стал лучше? Ответ: умереть.
А ведь, зная людскую привычку жить, - это еще надо устроить.
Читать далее на сайте информагентства REGNUM