Феллини: конец искусства и конец человека

Jan 20, 2017 14:18



     Русских, живущих как бы на границе между Европой и Азией, всегда мучал вопрос о соотношении «Востока и Запада». Кажется, история знает весь спектр взглядов по теме - от «гнилого Запада» до обоснования его морального права сжигать «омерзительный СССР» атомными ударами. Однако если присмотреться ко всему разнообразию высказываний внимательно, можно увидеть во всех них спор вокруг одного единственного вопроса. Условно его можно назвать «вопросом о человеке».
      Про развал СССР часто говорят, что «страну продали за джинсы и жвачку». Существует искушение даже извечный спор славянофилов и западников загнать в рамки, предложенные одним из известных перестроечных публицистов: «за границей унитазы чище». Этот момент сложно полностью отрицать, но сводить всё к нему - нельзя.
      Много смеялись над «социализмом с человеческим лицом». Немало говорили про «общечеловеческие ценности», свободу, демократию. «Особый русский путь» - с его царизмом и «культом личности» - обвиняли в подавлении человека, полицейщине, несправедливости. Был даже придуман специальный термин - «тоталитаризм» - подчёркивающий ничтожность и бессилие отдельной личности перед лицом холодной системы. Говорилось, что коллективизм подавляет инициативу, «уравниловка» не даёт мотивации для развития. Власть центра противопоставлялась «живому творчеству масс». Даже пресловутые жвачки, колбаса, лампы и лимузины - были ценны не столько сами по себе, как потребительские удовольствия. Скорее, они показывали высокий уровень развития западного человека, способного создавать нечто одновременно красивое и эффективное.
      Даже переживавшие потерю Советского Союза люди сетовали: ведь могли бы произвести больше красивых гитар, автомобилей, одежды! Могли бы доказать, что мы тоже на что-то способны! И удержались бы! Красивый иностранный автомобиль в этом случае - не предмет роскоши, а доказательство развитости и мастерства. Это как бы инопланетная технология, творение высшей расы. Один мой товарищ отвечал на подобные сетования: «Но ведь подводная лодка круче мерседеса!» Как правило, в ответ собеседник погружался в глубокие думы.

Со времён спора западников и славянофилов русские, мучительно размышляя о своей судьбе, упускали один простой момент. Как рассматривали свой «особый, западный путь» не наши радетели «заграницы» и не пропагандисты с радио «Голос Америки», а европейские и американские интеллектуалы, не менее мучительно думавшие о своей - западной - судьбе? Что говорили они про человека и его развитие не в рамках баталий «Холодной войны», а в своих кругах? Как оценивали собственные перспективы?
      В этой связи интересно выслушать мнение мастеров западного искусства. Гениальный художник может в рамках нескольких образов, пары-тройки произведений лучше отразить суть происходящего и его перспективы, чем стопки аналитических докладов. На этот раз я хочу обратиться к творчеству безусловного авторитета, режиссёра, без которого невозможно представить мировой кинематограф - Федерико Феллини. Перспективы какой «Сладкой жизни» рисовал он в самый разгар «Холодной войны»?..

Читать далее на сайте информагентства REGNUM

Феллини, фашизм, запад, гуманизм, общество, кино

Previous post Next post
Up