Сергей Параджанов: утверждение безлюбости жизни и отрицание самого себя

Jan 09, 2017 14:55



    «Гений и злодейство - две вещи несовместные», - утверждает классик в известной всем с детства цитате. Но добавляет, отсылая к «апокрифу» об умерщвлённом для написания сцены распятия Христа натурщике: «А Бонаротти? Или... не был убийцею создатель Ватикана?»
      Пожалуй, гений и правда не совместим со злом мелочным, бытовом, бессмысленно жестоким. Однако не все выдающиеся личности приходят на свет, чтобы славить человека, открывать в жизни лучшее, звать угнетенных на борьбу и пророчить утопии. У Шиллера и Бетховена всегда есть свой Гёте, у Маркса - Шопенгауэр, у Байрона - Китс, у Архилоха - Феогнид и так далее… В каждую эпоху есть «гений-пессимист», которому нельзя отказать в проницательности и правдивости, но который предрекает миру забвение и гибель. Он как бы напоминает человеку, что мир - не «пирог», который надо просто с удовольствием и смаком есть. Что прогресс и гуманизм всегда неустойчивы. Мчащийся поезд общественного развития готов сойти с рельс при первом же излишне резком движении. И тогда жизнь покажет свой звериный оскал, а человек, которого с таким трудом удавалось тянуть «наверх», откроет в себе такую тьму и дикость, которой не видели в худшие года средневековья.
      Таким гением в советскую эпоху был Сергей Параджанов. Казалось бы, его биография говорит об обратном: режиссёр прославился как шутник, провокатор, сумасшедший, не чуждый гедонизму и ощущению собственной безнаказанности. Мне сейчас не хочется разбирать все «занимательные факты» его биографии; достаточно отметить, что Параджанов не был «парнем с улицы» - он родился в одной из самых богатых (по крайней мере, до революции) семей Тбилиси. Отец его был потомственным антикваром, помимо своего магазина владевшим рядом «предприятий», в том числе публичным домом. Сергей учился на «золотом курсе» ВГИКа вместе с такими будущими мастерами, как Марлен Хуциев. После, он находился в верхах нашей «творческой элиты», пользовался мировым.
      И нельзя сказать, что всё это - незаслуженно. Фильмы его с полным правом можно назвать «картинами» - такие прославленные режиссёры, как Федерико Феллини, считаются его подражателями. Но главное - они схватывали нечто, близкое западу и «новой волне» советских интеллектуалов. Что-то, выходящее далеко за пределы «советского» - и в кинематографе, и в философии, и в культуре. Именно об этом я и хотел бы сейчас поговорить.

Читать далее на сайте информагентства REGNUM

герой, религия, архаика, христианство, гуманизм, любовь, культура, кино, Параджанов

Previous post Next post
Up