Про жалость, помощь и прочее. Мне очень понравилась эта позиция, так как я так и поступаю. Прошу тех, кто не любит евреев, не привязываться к этому слову, а ощутить эту тему по сути. Вот ссылка на оригинал этой статьи:
http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_1095.html ______________________
Некто позвонил, сказал, что его жена рожает и ситуация очень тяжелая. Он просит молиться за нее и ребенка.
Раби Моше Соловейчик не успел ничего сделать - как снова раздался звонок - и тот же голос сообщил, что молиться уже не надо, - жена жива, но ребенок мертв, - и повесил трубку.
На этом эпизод должен был закончиться. Но он только начал развиваться. Раввин бросился звонить по телефонам, чтобы выяснить, кто сейчас рожает в швейцарских больницах. А дело было в Цюрихе сорокалетней давности. Т.е. сотовых не было, но медицинские службы не спали и все можно было выяснить сходу.
Все выяснил - и вместе с сыном поехал в три ночи в ту больницу. Несостоявшийся отец, разбитый горем, переспросил: "Чем теперь можно помочь, если наш ребенок умер?"
Рав ответил: "Да почти ничем не поможешь. Но можно подставить плечо еврею, чтобы он выплакался". Потом сделал паузу и добавил: "И самому плакать вместе с вами. За этим я и приехал".
** **
Тема "Разделить трудности вместе с ближним" следует из нынешнего недельного раздела - из тех его стихов, где говорится про выросшего Моше: "И вышел к своим братьям, и увидел, что они страдают".
Раши комментирует: "Видел глазами и чувствовал сердцем их страдание". Ему мало было знать об их боли - он должен был с ними ее разделить. (А это не делается заочно.) Моше выходил из фараонова дворца и спешил к братьям - помочь им не на словах, а практически.
Мидраш-Раба добавляет: он подставлял свое плечо под их груз в работе.
Вывод: только тот, кто переживает вместе со страдающим, может помочь ему по-настоящему.
** **
Но особо требуется наша помощь, когда община или весь народ в беде. Надо помогать - а не обличать: дескать, по своей вине евреи получают.
Сообщается, что с каждого по завершении его жизни, кроме вопроса "сколько выучил Торы?", будет спрошено: "упал ли ты вместе со всеми?" Т.е., как ты вел себя в момент общего упадка нравов?
И тогда, если все упали и он вместе с ними, то должен ответить только за себя: "я упал". А если все упали, а он не упал, должен ответить: "мы упали".
** **
P.S. Я считаю, что
1. "только тот, кто переживает вместе со страдающим, может помочь ему по-настоящему."
2. "будет спрошено: "упал ли ты вместе со всеми?" Т.е., как ты вел себя в момент общего упадка нравов?
И тогда, если все упали и он вместе с ними, то должен ответить только за себя: "я упал". А если все упали, а он не упал, должен ответить: "мы упали".