По договоренности с хранителем церкви я смог попасть в храм.
Удивительно, но фрески церкви так же прекрасны, как знакомые всем ростовские и ярославские. И при этом мало известны и еще недостаточно исследованы.
Храм стоит на мелкой речке Печегда. То, что церковь и фрески сохранились, можно объяснить расположением церкви за болотами и тем, что она кладбищенская, потому при советской власти там не держали ни навоза, ни химических удобрений.
Церковь не очень казиста, даже не ожидаешь потом таких фресок внутри. Она построена в 1690 году на средства прихожан. Не только построена, но и расписана, а роспись храма стоила тогда столько же, сколько и строительство. Церковь окормляла 28 деревень с примерным количеством в три тысячи человек.
Храм состоит из двух церквей: зимней с престолом во имя Рождества Христова и летней с престолом Спаса Нерукотворного образа.
К ней пристроена более поздняя колокольня и портики с колоннами.
Во время изучения конструкций пола был обнаружен более древний из диагональной плитки черного и красного цвета. Кроме того были обнаружены куски битой штукатурки со следами надписей. Палеографические исследования помогли установить заказчиков росписей храма, который , судя по всему, был еще семейной усыпальницей семьи Внуковых. Обрывки связного текста говорят о том, что церковь была расписана по обещанию в 1682 году.
Внуковы принадлежали к русскому дворянскому роду. Существовало пять различных родов Внуковых. В отличие от ярославских храмов, которые строились и расписывались на деньги торговых людей, здесь были заказчики дворянского происхождения.
Неизвестно какая артель расписывала зимний храм, исследователи изучают лакуны в плотном графике живописцев того времени, которые переходили от одной церкви к другой.
Структура стенописи определялась архитектурой здания и ей подчинялась. В интерьере церкви только два столба, нет верхнего света, но боковые окна хорошо освещают интерьер. Традиционно, поскольку храм посвящен Спасу Нерукотворному образу, то тема Иисуса Христа является главной в сюжетах росписей. Евангельский цикл занимает два верхних и частично третий регистр и включает в себя как сцены чудес, исцелений, демонстрирующих силу Бога,так и композиции изображающие беседы и проповеди Софии Премудрости. Любопытно, что иконостас в церкви отсутствовал в его привычном виде, но восточная стена храма была расписана по принципу иконостаса.
Изображение Святой Троицы ( Бог-отец, Бог-сын и святой дух в в виде голубя) не является каноническим.
Распятие.
Страшный суд.
Притча об исцелении слепорожденного.
Святые мученики Флор и Лавр.
Моление святых перед чудотворными иконами.
Святые ярославские князья Василий и Константин
Воскресение или Сошествие во ад.
Отче наш Адаме освобождается из вечной тьмы Христом
Искушение Иосифа
Рождество Христово
Шествие праведных в рай.
Лоно Авраамово и сопровождение праведных в небесный Иерусалим
Сошествие святого духа на апостолов
Брак в Кане Галилейской. Иконография напоминает гравюру фламандского художника Питера ван дер Борхарта.
Призывание Андрея и Петра на служение.
Архангел Михаил
С точки зрения иконографии интерес представляет собой фреска "Церковь Земная", изображающая проповедь вселенских святителей. Василий Великий и Иоанн Златоуст держат в руках развернутые свитки и призывают участников богослужения воздать хвалу Святому Духу.
Христос Великий Архиерей с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Усмирение бури.
Богоматерь Шуйская стала особенно популярна во время морового поветрия 1653 года, потому что после крестного хода с этой иконой в Шуе чума пошла на убыль.
Иконография фресок описана В.С. Шиловым ( Санкт-Петербург).