Идея подчинения декора архитектурному замыслу привела к тому, что сложилась система расположения скульптуры, определенный канон.
В центре главного фасада была фигура Христа, по сторонам фигуры-столбы апостолов.
В тимпане Христос во славе.
Любопытно изображение царства небесного под ногами Христа и Богоматери в виде крепостной стены. Город даже на небе не мыслился без укрепленной защиты.
Все стены собора в видимости глаза украшены резьбой.
Стоит еще упомянуть о атрибутике, которая сопровождала изображения святых . Вся эта символика была понятна человеку средневековья. Атрибуты подсказывали имя святого. Если держит ребенка на руках (Иисуса) , значит - Антоний Падуанский. Если держит ягненка - Иоанн Креститель. Два ключа - святой Петр.
В православной традиции святых подписывали. Было ли это показателем большей грамотности творцов или молящихся, сложно сказать.
Лев - святой Адриан, Иеремия или Марк. Лев и ворон - святой Винсент.
Изображение атрибута отдельно тоже существовало. Белая роза - символ невинности Девы Марии, красная - её милосердия. Единорог - тоже символ Девы Марии. Рыба - Иисуса Христа. Поросенок с колокольчиком - святого Антония, поскольку только монахам-антонианцам разрешалось пасти свиней там, где запрещалось другим и они отличались от прочих колокольчиками.Книга ( Библия) - общий атрибут аббатов и аббатисс.
Самые известные атрибуты, - обозначающие евангелистов : телец, лев, орел и ангел. Пришли они из видения пророка Иезекииля, к которому пришел тетраморф с четырьмя лицами: человека, быка, орла и льва.
Готическое искусство интересно еще гротесками, которые появились уже в романский период. Многое было взято из античного искусства и успешно прижилось на стенах соборов. Это существа, сочетающие в своих телах человеческие и звериные формы: кентавры, сирены, наконец, чудовищные зооморфные гибриды: грифоны, гидры, василиски, аспиды, единороги.
Фантазия мастеров породила и новых персонажей, соединяя все со всем : полулюди - полурыбы, полулюди- полудраконы и т.д. Не смотрите дети Босха на ночь, вам такое приснится.
Гаргульи - водостоки на крышах соборов, название родилось как звукоподражание бегу скатывающейся воды, обычно фантастического вида существа.
В гротескном виде изображались аллегории пороков, часто это фигуры, которые корчатся в ногах у добродетельных святых. И еще - обидчики, римские императоры, отправившие святых на мученическую смерть. Тут им воздается за это, справедливость торжествует.
Огромное количество мелких сюжетов и фигур в обрамлении арок могут быть тоже внимательно "прочитаны".
Мавр, традиционный участник шествия волхвов.
Растительный декор во времена готики обогатился изображениями местных растений помимо традиционных христианских винограда и оливы, пальмы и аканфа. Справа заметны дубовые листья.
Еще одной особенностью готических храмов была раскраска частей, доступных рассмотрению, как и в романской архитектуре. В этом есть схожесть с греческой архитектурой. Скорее всего, что так же, как на статуэтках из слоновой кости этого времени тонировали губы, волосы, зрачки, некоторые складки одежды.