Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Aug 26, 2013 17:16


Полное название церкви звучит так : церковь в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Толчковская слобода за Которослью давно уже часть города, даже почти центр, от центра только через мост переехать. В слободе раньше жили кожевенники, которые для дубления кожи толкли древесную кору, оттого и вышло название Толчково.
Церкви повезло меньше чем другим из сохранившихся в Ярославле, а было их много, остроумные Ильф-Петров, побывавшие в Ярославле, назвали город "пучком редисок", сейчас такого нет, но с ярославской звонницы можно еще насчитать некоторое количество.
Церковь Иоанна Предтечи одна выглядит как пучок редиски, у неё 15 глав: 3 по пять ! Нестандартное количество.  Мощная стена с пятью апсидами словно защищает саму церковь от врагов, закрытые ставни сейчас это ощущение усиливают. Два придела церкви построены той же высоты, что и основной объем , оттого храм выглядит так величественно.



Сам факт, что она дошла до нас и находится под охраной Юнеско радует, но судьба у неё  была непростой.

Первая деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове сгорела в аккурат на пасху 3 апреля 1659

года и на её месте поставили другую, в честь другого святого, Николы Чудотворца, о пожаре было записано :"«В лето от сотворения мира 7167 (1659) града Ярославля большого Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи деревянная в день Святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутри пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания».
Новую, уже каменную стали строить в другом месте. Строили на пожертвования, которые собирали поп Абросим да дьякон Родион, ездили за деньгами даже в Казань. Жертвовали кто сколько может , кто давал  слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи - царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.
По разрешению царя Алексея Михайловича было построено на казенных землях два кирпичных заводика, выпускавших для стройки обычный кирпич и лекальный, которым выложены украшения фасада. Церковь строили не торопясь, а с чувством, толком, расстановкой, любовно клали каждый камень и аккуратно пригоняли к месту.



Каменная церковь тоже горела, большой пожар от не затушенной свечи в Толчкове 1 октября 1767 года начался в доме купца и местного депутата Алексея Ярославцова. Огонь быстро охватил соседние здания, выгорело 12 дворов, кожевенная фабрика и многое другое ,церковь тоже пострадала. Как пишет летопись :

"На холодной каменной церкви Иоанна Предтечи полностью сгорело у 15 обитых по дереву белым железом глав деревянные основания и с них попадали и переломались все железные кресты, проломив местами железные кровли как на церкви и алтарях, так и на паперти. На тёплой каменной церкви полностью сгорели деревянные кровля и основания у двух обитых белым железом глав, пострадали деревянные всходы и святые врата, переломало железный крест. На каменной колокольне обгорели крыши и лестницы, у обитой белым железом главы сгорело основание, от «великого жару» и в результате сгорания перекладов упало три колокола, проломив свод. Внутри церквей, благодаря действиям сбежавшегося народа, никаких повреждений не было. Погорела и кузница при церкви.

При тушении и спасении имущества сгорел «безостатку» ярославский купец первой гильдии Иван Викулин и так обгорел, что и «жизнь продолжать безнадёжен» работник Большой мануфактуры  Александр Оксенов. В доме Ивана Протасова едва не сгорели четверо человек. Протасов потерял большую часть своего имущества и подорвал здоровье, в связи с чем оказался не в силах продолжать свою «коммерцию» и деятельность в качестве президента магистрата."

К счастью, церковь не взорвали при большевиках, однако ей была уготована судьба находиться рядом с промышленным предприятием, которое портило её своими грязными выбросами.  В 1931 году богослужения здесь прекратились и храм использовали как склад зерна и удобрений, карбида, что не могло не сказаться на фресках церкви.
Удивительно не умеем мы ценить то, что имеем !



Сначала была построена новая деревянная церковь, затем Вознесенская церковь в память о женском монастыре, разоренном поляками в 1609 году, потом богатевшее промышленное Толчково решило замахнуться на храм, чтобы весь сам Ярославль позавидовал. С купеческим размахом и красоты неописанной, изукрашенную, многоглавую, главная главка - двойная, словно чайник на самоваре.
С 1671 по 1678 год церковь была возведена и так поразила ярославцев, что поползли слухи, мол строили заморские мастера, почитай голландцы.

К тому времени были построены многие ярославские храмы из красного кирпича с отделкой кирпичным узорочьем и керамическими вставками, церковь была развитием строительного опыта 17 века в Ярославле .Стиль барокко, проникший с поляками в Россию, отложил здесь свой отпечаток, особенно во фресках, избыточность наружного декора и детали фасада говорят об этом .



Шестиярусная колокольня, похожа на московские  времени "нарышкинского" барокко, высотой 45 метров - самая высокая в Ярославле. Несмотря на влияния барокко, она хорошо монтируется с ярославской традиционной архитектурой.



Весь  ансамбль состоит из храма Иоанна Предтечи, колокольни и святых ворот.





Фасады церкви украшены богато, но керамических вставок здесь меньше, чем на других церквях этого периода, зато больше кирпичного узорочья.
"Чешуйчатые" столбики.



Декор - словно пряники, баранки и печенье к чаю, до которого ярославцы были всегда охочи, прозывали "водохлёбами". Прямо калашный ряд !





Керамика.



Пристроенные крыльца с гирьками над входом  и расписными дверями.





Золотые украшения на щипцах крыш с двуглавыми орлами.



Узорные пояса на фасаде, всё это в изобилии, как и положено богатому купеческому храму.



На апсидах даже видна раскраска по кирпичу.



Ставни сохраняли тепло в зимнее время и напоминают о тех, недавних еще временах, когда приходили на Святую Русь враги и храмы становились для прихожан местом, где можно было укрыться.



При церкви были богадельня и церковно-приходская школа, была традиция крестных ходов. Даже было общество трезвости с библиотекой и чайной и издавался свой журнал "Приходская жизнь" чаяниями настоятеля Федора Успенского. Позднее этот журнал продолжал издаваться в Америке, в Вашингтоне, в приделе Иоанна Предтечи.
Такой она сохранилась на старом фото.



Известный художник Верещагин в 1888 году написал картину "Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове".



Архитектура, Ярославль

Previous post Next post
Up