Осенью 1508 года Рафаэль получил от своего земляка Браманте приглашение приехать в Рим. Браманте был уже известным архитектором, мнение которого уважали в папском дворце. Папа Юлий Второй решил украсить фресками некоторые залы и Браманте предложил молодого Рафаэля. У Рафаэля были заказы во Флоренции, но он решился ехать так же, как уехал Микеланджело. Флоренция к этому времени уже утратила первенство в итальянской художественной жизни.
Рафаэлю предстояло расписать три смежных зала Ватиканского дворца, так называемые "Станцы". Первым был выбран средний зал - "Станца делла Сеньятура" (segnatura - подпись, папа в этом зале подписывал бумаги). Темой росписи стали четыре духовные силы , четыре факультета, на которые опирается христианская культура, - теология, философия, поэзия и юриспруденция.
Сравнительно небольшие темные комнаты Рафаэль превратил в пространство полное светлого простора, в котором существуют мудрые прекрасные люди. Он создал гимн человеческому разуму и культуре, что так ценилось во времена Ренессанса.
Первой фреской стал "Диспут, затем "Афинская школа" и затем в станцах Илиодора -"Изгнание Илиодора" Рафаэль - большой мастер находить ритмы движений и создавать из человеческой толпы стройную композицию. Композиция фресок делится на небесную и земную части. В колорите фресок прекрасное равновесие между теплыми и холодными тонами.
"Диспут" или "Спор о причастии" , фрагменты.
Параллельно с Рафаэлем Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, что повлияло на живопись Рафаэля, заметна разница между первой фреской и последней, они стали менее плоскостными, появились большие контрасты между светом и тенью. Объемность и динамизм фрески "Изгнание Илиодора" ближе к работам Микеланджело, чем к гармонии и равновесию самого Рафаэля.
Рафаэль был прекрасным портретистом и это хорошо заметно по фрескам, он создал запоминающиеся портреты исторических личностей и простых людей.
Диоген.
Некоторым ученым Рафаэль придал сходство с известными ему художниками, Гераклит немного похож на Микеланджело.
Рафаэль написал на фреске портреты Браманте, Леонардо, своего ученика Содому и свой автопортрет.
"Афинская школа" - самая известная фреска , одна из лучших фресок в истории искусства, ты словно чувствуешь накал философских споров и видишь работу мысли.
Аристотель, показывающий на землю, в знак важности эмпирического познания.
Еще одна фреска, посвященная Поэзии, изображает Парнас, на вершине Парнаса Аполлон, играющий на виоле и окруженный музами и поэтами.
Последние станцы Константина ученики уже расписывали по эскизам Рафаэля после его смерти.
Роспись потолка Станца делла Сеньятура.