Индия: два дня в Хампи

Jan 14, 2019 11:28

Индия: два дня в Хампи


Публикую пост, написанный моим мужем о только что завершившейся двухдневной поездке в Хампи. Решили, что он с сыном поедут «дикарями», ибо проблем с английским нет, а организованные группы навевают тоску. Пост только про опыт самостоятельной организации такой поездки, а не про то, почему надо ехать в Хампи.

За пару дней до выезда пошел в тур.агентство Harshia за билетами на слипербас. Пошел по рекомендации, находится в Мандреме в 50 метрах от Гоа клиник, еще есть в Арамболе. Мне любезно подсказали, что лучшие места посреди слипера, а не на корме или на носу, потому что ухабы и многочисленные «лежачие полицейские» раскачивают эту конструкцию весьма ощутимо. И что бывают лежаки отдельные, а бывают сдвоенные - это мне подошло лучше, раз ехал с ребенком. Идея бронировать жилье на месте, а не заранее, была мне понятна еще по гоанскому опыту.
Harshia взяли 50 рупий комиссии за билет, всего два билета в одну сторону обошлись в 2600. Не могу сказать, что товарищи как-то ответственно относится к организации поездки. Вышел я от них в полной уверенности, что купил билеты в обе стороны, ведь мы подробно обсуждали дату и время возвращения. Уже в Хампи выяснилось, что билетов обратно у меня нет, пришлось добывать в аналогичном агентстве. Забронированный мною слипер отъезжал слипер с автовокзала в Мапсе - потребовалось еще договориться о такси туда за 800 рупий, а можно было бы сэкономить и добраться на автобусе (билет стоит 25 рупий на человека). Либо, если бы время позволяло рассматривать другие даты поездки, найти слипер, проезжающий через Арамболь, такие тоже бывают, как я узнал в Хампи.
Приехали в Мапсу немного раньше, напуганные рассказами, что забронированные и указанные в билете места могут отжать ранее занявшие пассажиры. Стояли ждали автобус желтого цвета Island travels еще минут 40 от назначенного времени отправления.
Правильно предусмотрены были в слипер простыни, там на лежаках матрасы без сменного белья. В целом прилично и достаточно чисто. Туалета в слипере нет, предлагается выбегать на обочину, когда водитель остановит, плюс есть диннер-брэйк на 20 минут - время доставать бутерброды. Слипер в Хампи был без кондиционера, что означает, как выяснилось, ночную холодрыгу в связи с поддувом от окон. Даже если полностью закрывать их, остаются щели.
Поспать за 11 часов следования удалось не вполне, старался больше укутывать сына, зато он выспался. К слову, когда ехали обратно, слипер был кондиционируемый, но можно было закрыть воздуховоды, поэтому холодно не было. Но некоторый подвох у мест 11-12 имеется: сверху расположен блок вентиляции, который сильно дует. Пришлось соорудить из предоставляемых пледиков натяжную конструкцию. Пледики раздувались, как паруса, зато дуть перестало и выспались мы оба отлично.
Итак, в полвосьмого утра мы прибыли в Хампи, на ту стоянку, которая у разрушенного моста XV века. Сразу же при выходе из автобуса начали досаждать водилы тук-туков, они там кормятся на развозе туристов, причем стремятся продать не поездку от точки А к точке Б, а услугу по аренде рикши на день. Нас это в тот момент не интересовало, и мы отправились по весьма очевидной дороге в сторону реки, до нее примерно километр. На полпути началась застройка из гест-хаусов кафешек, в одной из них позавтракали и умылись. Пошли дальше к реке - за ней район Хампи Базар , величественная гора с храмовыми комплексами, Вирупакша... По идее, не обязательно было сразу переправляться на ту сторону, разумнее наоборот было первый день посвятить Анегунди, водопадам и прочим радостям северной стороны реки, о которых пишет, например, Lonely planet. Но мы были на переправе как раз в полдевятого, когда приводят на купание слониху из храма и потому переправились (50 рупий с носа).


Проводив слониху в храм Вирупакша, мы направились к району Хампи Базар искать жилье. Но мне приглянулась квартирка еще не доходя до этого района, то есть по другую сторону от храмовой дороги. Мне понравились и дедуля-арендодатель с сидящей за сериалами бабулей, и чистенькая комната со своим сан.узлом, и цветы в кадках на террасе второго этажа - я согласился заплатить за ночь 2000, не торгуясь. Наверняка в Хампи Базаре смогли бы разместиться поэкономнее. Часа три ушли на то, чтобы прийти в себя и пообедать (место на соседней крыше оказалось неправильным, долго и не очень-то вкусно, потом уже мне подсказали замечательный ресторанчик Манго-три ближе к реке). Пошли пешком досматривать монолитические сооружения, отбиваясь по пути от водителей тук-туков. Один из них даже сообщил, что будет ждать меня на выходе - видимо, я недостаточно явно отбивался от назойливого бормотания, потому что история с ним имела продолжение. По холму мы гуляли довольно долго, вышли уже около 15. Поймали первого попавшегося водителя тук-тука с целью доехать только до храма Виттхала. Но чувак резонно отметил, что билет за 600 рупий (это для иностранцев такая цена, а для местных посещение обходится в 40 рупий) предполагает доступ к еще нескольким храмам в тот же день, поэтому резоннее, чтобы он, водитель, катал нас до конца дня. Сошлись на 700 рупиях, но он очень, очень будет стараться, чтоб всё было найс и мы были хэппи, и если мы будем хэппи, то дополнительные 100 рупий ему будут вери найс (итого 800). Но соточка целиком на наше усмотрение. После посещения храма Виттхала, на выходе к дороге «всплыл» тот первый водитель, который ранее навязывался нас ждать у холма над Вирупакшей. Его подвел наш водитель - оказалось, они братья.


«Всплывший» стал высказывать в том духе, что он-де ждал, а мы всё не шли, не вернулись в отведенные нам некие полчаса, вот он не дождался, мол, как нехорошо-то, подвели мы его. Меня очень эта ситуация возмутила, я поближе к нему подошел и спросил, есть ли у него проблема, хочет ли он поговорить об этом? Видимо, некоторая моя приспортивленность придала нужный, вкрадчивый оттенок этим вопросам. Дядя заверил, что всё у него в полнейшем порядке. Поехали дальше. Нашему водителю досталось побольше. Я у него спросил, мол, что это было, зачем он к нам стал того-то подводить? Товарищ выслушал, что я думаю о нем, о его брате и о том, способствуют ли такие фокусы, чтоб мы были хэппи. Он прислушался и далее весьма толково возил сначала по местам, где нужен был билет, потом по тем, где билет не нужен. Там помимо sacred centre есть несколько сайтов royal centre, отлично сохранившихся, особенно запомнился храм Хазарама, расположенный неподалеку от королевской конюшни для слонов (сын назвал слонюшней), в храме просто фантастическая резьба по камню с весьма занятными сценками-комиксами. Их хорошо комментирует Виктор Ненилин в книге «Легенды Хампи», эта книжка продаётся там на каждом шагу. Водитель всегда был на месте, ждал, пока мы выйдем с очередного сайта, подсказывал, комментировал места, просто зайчик. Возил он нас до заката, вернулись домой в восьмом часу уже. Предложил свои услуги на следующий день - я взял его контакты: 08277711708, зовут Виру. На том и распрощались.
Далее пришлось заниматься бронью билетов на обратный слипербас. По ходу выяснилось, что переправа через реку начинается с 8 утра, то есть, чтобы встретить рассвет в monkey temple, надо шуровать на другую сторону реки в объезд за 35 км, выезжать надо в 5-30.
Поузнавал расценки, решил позвонить и Виру. Сошлись с ним на тысяче за день катания нас. Плюс добраться до Хоспета, откуда в 19-00 уходил наш слипер, стоит 300 рупий. Итого 1300 за день катания нас и доставку к слиперу.


На следующее утро Виру был на месте в начале шестого. Довольно прохладно было ехать в рикше в предрассветный час, но мы были подготовлены и одеты соответствующе. Поднялись по 595 ступенькам в манки-тэмпл, где и встретили рассвет. Последующие семь с лишним часов катались как по северной, так и по южной сторонам реки, много чего отсмотрели. Особенно долго зависли на озере Пампасаровара, там не захотели кататься на лодочке-скорлупке (лодочник при виде нас стал как-то сам с собой торговался с 1200 рупий до 600), а пошли пешком гулять вокруг. Высматривали крокодилов в комплексе Дурга-темпл (водитель Виру убедительно предъявлял фотки с крокодилами в священном водоеме), увидели кого-то больше похожего на черепаху. Там же за горкой надо спускаться в подземный храм змеи, также известный как кобра-хаус. В нескольких городках видели трех- четырехметровой высоты праздничные колесницы - выглядят точь-в-точь как каменная в Виттхале, вытесанная еще в средневековье. Путеводители сообщают, что на самый масштабный из праздников, в марте-апреле, пышная процессия толкает повозку-колесницу из храма Вирупакша по улице Хампи-Базара. Но в храмах были афиши и про праздники в двадцатых числах января. После сидящей в позе лотоса пучеглазой Лакшми Нарасимха поехали обедать. Виру подсказал какое-то хорошее место по-видимому где-то у Камалапурам, я редко наблюдал у сына столь хороший аппетит. Понятно было, что водитель наш уже отработал свой день, если считать днем семи-восьмичасовой отрезок времени. Но также понятно было, что у нас остается еще время либо на Анегунди (эту укрепленную деревню очень хвалят), либо на водопады. Сын, конечно, порядочно устал от древностей, поэтому выбрали водопады, я предложил Виру 400 рупий сверху, чтоб свозил нас туда, подождал и оттуда уже повез в Хоспет. Получалось 1000 рупий за условный «день», 300 за финальный подвоз в Хоспет (наш слипер должен был отправляться от гостиницы Приядаршини в 19-00, хотя фактически мы дождались его чуть ли не полутора часами позже), плюс 400 рупий за вылазку к водопадам. Как и днем ранее, Виру предложил в случае нашего полнейшего счастью накинуть ему еще соточку, чтоб получилось итого 1900. Поехали к водопадам, там прилично оказалось идти пешком, потому что рикша может подкинуть только до банановой плантации, дальше по тропинке. Зато посмотрели, как ведется сбор бананового урожая и укладка в грузовик. Кто-то из сборщиков предложил свои услуги проводить к водопадам, мы отказались. Потыкались сами по тропинкам, самая натоптанная выводит из плантации мимо лесочка на открытую местность, широкое русло реки, видимо, разливающейся в другой сезон. Очень красиво, мы основательно там зависли, я купался, сын копался в гальке и карабкался по огромным окатанной формы камням. Хампи помимо прочего и всеиндийская столица болдеринга, такое скалолазание-лайт. В Хоспет приехали где-то седьмом часу, то есть Виру в общей сложности катал нас часов эдак 13. Заплатил ему 2000, сказал, какой он молодец. Он разумно проложил путь, мы были в каждом месте столько, сколько хотели, плюс он с готовностью останавливался и рассказывал, где мы просили, например про работу на рисовых полях или о производстве сахара из тростника.


Итого вся поездка обошлась в 12 тысяч с хвостиком на двоих. Конечно, по-хорошему в Хампи надо провести не полтора дня, а неделю, ведь это не точка на карте, не какой-то определенный сайт типа Тадж-Махала, это некая область, местность, насыщенная всякими интересностями. В этом смысле напоминает турецкую Каппадокию, где хочется подольше покататься, чтобы составить из дошедших до наших дней осколков былого величия сколько-нибудь полную картинку, чем жила империя Виджаянагара, одна из самый больших и влиятельных в истории индийского субконтинента.

© Елена Дмитриенко
https://www.facebook.com/groups/goapeople/permalink/2084583691589325/
https://www.facebook.com/groups/goapeople/permalink/2085545281493166/

Гоа, Индия, путешествия

Previous post Next post
Up