Нет города-нет проблемы.

Feb 22, 2014 13:20




Весь ТОП заблокирован Украиной.

Настолько заблокирован, что мне начинает казаться: а может, это способ отвлечь от какой-то более важной российской проблемы?

А тем временем, пока мы тут про Майдан , у нас в России ликвидируются 342 города. Они попросту могут исчезнуть с карты РФ. В Речь идет прежде всего о населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока. Минэкономразвития  приняло решение   сократить число российских моногородов, а их жителей - переселить. Сбываются мечты премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева , который на инвестиционном форуме в 2013 году предрек: «Довольно значительной части населения придется, видимо, менять не только место работы, но и профессию и место жительства. Только в этом случае мы получим более современную экономическую модель».

Под программу ликвидации подпадают 16 миллионов человек, или более 10 процентов россиян из 342-х российских городов. В «ликвидационный список» попали , например, Астрахань и Липецк…

Что же будет с ними и что - вместо них?

Мэр города Асбест узнал о том, что вскоре лишится работы и переедет в неизвестном направлении от журналистов. Минэкономразвития не посчитало возможным посвятить в свои планы даже моно-мэров.

16 миллионов граждан - это больше, чем население Москвы. Многие - старики,люди предпенсионного возраста - наотрез отказываются покидать насиженные места. На днях в Иркутске прошел митинг, устроенный жителями города Байкальска. Не исключено, что забастовки и акции протеста охватят большую часть ликвидируемых населенных пунктов. Готово ли к этому Минэкономразвития ? И нужен ли новый очаг социальной напряженности России сейчас, когда и по другим поводам недовольства хватает?
По большому счету, моногорода - наследие СССР.   Строился , к примеру, крупный завод . Вокруг строились дома для работников - от 10 до 100 тысяч жителей.  Часто это были закрытые предприятия Военно-промышленного комплекса.После распада СССР ВПК утратил  актуальность, бывшие заводы и  КБ сдали под офисы, а уволенные с предприятия люди стали безработными. Другая группа моногородов была построена рядом с крупными месторождениями. Но со временем они себя исчерпали. Или взять, к примеру, наши «наукограды» типа Черноголовки. Вместе с прекращением финансирования науки жизнь в таких городах замерла или потекла совершенно в другом, коммерческом русле. Или был, к примеру, в городе Кольчугино Владимирской области на всю страну известный завод, производивший кованые изделия и   мельхиоровые ложки-вилки и ножи ( во многих семьях они хранятся по сей день). Завод закрылся, горожане превратились либо в продавцов местных ларьков и магазинов, либо в челноков, которые дефилируют между Москвой и Владимирской областью.
Этот перечень умирания российского производства бесконечен и трагичен.
Можно и нужно, вероятно , было бы пойти иным путем: там, где это возможно, попытаться путем дотаций возродить производство. Но денег в государственной казне на это не нашлось. Проще и дешевле оказалось поступить по принципу: нет города - нет проблемы.




Вопрос о деньгах во всей этой истории вообще, если разобраться, главный. На днях вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о том, что правительство приняло решение о постепенном, в течении пары лет, закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Если помните, его владелец, олигарх Олег Дерипаска, еще в 2007 году сократил 40% сотрудников, урезав зарплату оставшимся. Начались забастовки работников, которые переросли в голодовки. Регион был на грани мощного социального протеста. Если помните, вмешаться пришлось лично Владимиру Путину, который даже приезжал на комбинат и встречался с его работниками. Однако, обещания президента уже ничего не смогли изменить.

Критерии города, которому могут оказать государственную помощь таковы: население более трех тысяч человек, как минимум треть работает на одном предприятии, при этом город не является региональным центром. Однако, если уровень безработицы в населенном пункте превышает 5 процентов - город пустят «под нож».

Возникает закономерный вопрос: что будет на освободившихся территориях? Их засеют овсом и пшеницей? Или сдадут в аренду представителям соседней с Сибирью КНР? И опять же, что станет с предприятиями, которые признаны никому не нужными? Ведь на их ликвидацию тоже нужны деньги.   Эксперты подсчитали: чтобы избавиться только от одного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, потребуется 12-15 миллиардов рублей. Конечно же, стимулировать в моногородах малый и средний бизнес, уменьшить налоговое бремя для местных предпринимателей, дать им льготные кредиты - на это у государства средств, как всегда не найдется. Предвижу другой сценарий. На освободившиеся территории придут новые Дерипаски-Прохоровы, Ковальчуки … И построят свои города. Их инфраструктурой станут бытовки для гастарбайтеров. Так называемая программа Хлопонина, подписанная Дмитрием Медведевым в его бытность президентом, подразумевает переселение 500 тысяч человек из Южного федерального округа в Центральную Россию и Сибирь. Бывшие республики СССР рассматриваются исключительно как доноры рабочей силы, а остальная Россия - как место, где желающих будут трудоустраивать.

Эти самые чиновники в любом случае окажутся в выигрыше. И в случае «спасения» моногорода, и в случае его заселения гастарбайтерами. Я напомню, что предыдущая программа   помощи моногородам, предпринятая в 2010 году, провалилась. Выделенные из бюджета 4 миллиарда рублей никто так и не освоил. Они исчезли в неизвестном направлении. В 2014 году на поддержку моногородов и на программу переселения коренного населения будет выделено из бюджета уже 50 миллиардов рублей. Сколько из них осядет в карманах чиновников ?..

…В связи с историей переселения коренного населения из российских моногородов мне почему-то вспомнился эпизод из фильма «Шырли-Мырли». В конце кино звучит предложение «всех россиян на полгода отправлять на Багамы». Минэкономразвития предлагает устами своих чиновников примерно то же самое. «Местным жителям, согласившимся переехать, мы будем помогать с выкупом жилья по цене квадратного метра, установленного Минрегионом, с оплатой переезда, арендой квартиры на новом месте и переобучением. Если потребуется, даже за границей», - говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Соколов.

Кстати, есть в США такой моногород - Детройт. Раньше он был центром автомобилестроения, но сейчас стал банкротом.. Однако, стирать его с карты США никто не собирается.

разрушительные реформы, преступная власть, деградация, разрушение страны, компрадоры

Previous post Next post
Up