Хроника "Брежневского застоя"

Oct 02, 2013 02:49

Оригинал взят у mysoulgarden в ХРОНИКА " БРЕЖНЕВСКОГО ЗАСТОЯ»

На днях человек , которого именуют писателем и философом, в своей фирменной еженедельной программе на «Радио России» «У микрофона Михаил Веллер» сравнил нынешнее плачевное положение в нашей стране с… «Брежневским застоем». Дескать, у нас сейчас то же самое, что было в советский период, когда во главе государства был Брежнев.

Но… Вот хроника «Брежневского застоя».

Звёздный час Леонида Ильича Брежнева наступил 14 октября 1964 года. Тогда Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза принял решение об освобождении Никиты Сергеевича Хрущёва от обязанности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Первым секретарём ЦК КПСС Пленум избрал Л.И.Брежнева.

Леонид Ильич был во главе тогда могучего нашего государства 18 лет. (Он умер 10 ноября 1982 года).

И вот - хроника «брежневского застоя».

9 января 1965 года. Ввод в строй нового завода крупнопанельного домостроения в Горьком.

14 января 1965 года. Принятие в эксплуатацию Сумгаитского стекольного завода.

13 марта 1965 года. Получение первой продукции на Черкасском заводе азотных удобрений.

18-19 марта 1965 года. Полёт корабля-спутника «Восход-2» и выход космонавта А.А. Леонова в открытый космос.

28 мая 1965 года. Организация Донецкого государственного университета.

9 июня 1965 года. Постановка под нагрузку первого энергетического блока Криворожской ГРЭС-2.

24 сентября 1965 года. Пуск первой очереди Каунасского завода искусственного волокна.

23 октября 1965 года. Вступление в строй Дорогобужского завода азотных удобрений.

22 декабря 1965 года. Начало работы Киришского нефтеперерабатывающего завода.

14 января 1966 года. Вступление в строй первой очереди крупнейшего в стране завода химических реактивов в Ереване.

31 января 1966 года. Осуществление запуска автоматической станции «Луна-9».

2 февраля 1966 года. Мягкая посадка на луну автоматической станции «луна-9».

1 марта 1966 года. Достижение поверхности Венеры автоматической станцией «Венера-3».



16 июля 1066 года. Организация Калининградского университета.

14 ноября 1966 года. Организация Куйбышевского университета.

12 декабря 1966 года. Ввод в строй первой очереди Ижевского автомобильного завода. изготовление первой партии малолитражных машин «Москвич-408».

В тот же день. Учреждение Ленинской премии за научные исследования.

1966-67 г.г. Введение гарантированной ежемесячной оплаты труда колхозников.

12 июня 1967 года. Запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Венера-4».

29 июня 1967 года. Начало эксплуатации советско-чехословацкого газопровода «Братство».

17 августа 1967 года. Организация Чувашского государственного университета.

5 октября 1967 года. Начало эксплуатации трансконтинентального газопровода «Средняя Азия-Центр».

4 ноября 1967 года. Принятие в эксплуатацию первой очереди общесоюзного телецентра «Останкино».

10 ноября 1967 года. Установление ежемесячного пособия инвалидам с детства.

В тот же день. Начало сооружения автомобильного завода в Тольятти.

В тот же день. Вступление в строй самого мощного в мире ускорителя протонов под Серпуховым.

26 декабря 1968 года. Ввод в строй крупнейшего в мире завода по выплавке ртути Никитовского ртутного комбината в Донецкой области.

28 декабря 1968 года. Получение промышленного тока на экспериментальной приливной станции Кислогубской на Кольском полуострове.

5 января 1969 года. Запуск межпланетной автоматической станции «Венера-5».

10 января 1969 года.. Запуск межпланетной автоматической станции «Венера-6».

14-16 января 1969 года. Выведение на орбиту спутника Земли кораблём «Союз» и создание экспериментальной космической станции на орбите Земли.

17 января 1969 года. Организация консерватории в Астрахани.

5 марта 1969 года. Постановление Совета Министров СССР об ускорении строительства предприятий лёгкой, пищевой, мясной и молочной промышленности и торговли.

12 марта 1969 года. Ввод в строй первой очереди Ангарского завода металлоконструкций и нестандартного оборудования - крупнейшего в стране.

25 марта 1969 года. Организация Кубанского государственного университета в Краснодаре.

13 июня 1969 гожа. Организация Ярославского государственного университета.

26 июня 1969 года. Ввод в строй первой очереди крупнейшего в стране Приморского горно-обогатительного комбината.

11-18 октября 1969 года. Полёт трёх космических кораблей»Союз».

20 января 1970 года. Объявление о завершении создания энергетической системы Европейской части СССР.

1-19 июня 1970 года. Полёт на орбите вокруг Земля космического корабля, пилотируемого А.Г.Николаевым и Б.Н Севостьяновым.

17 августа 1970 года. Запуск межпланетной автоматической станции «Венера-7».

12 сентября 1970 года. Запуск автоматической станции «Луна-16», осуществившей мягкую посадку на поверхность Луны».

10 ноября 1970 года. Запуск автоматической станции «Луна-17» , доставившей 17 ноября на Луну управляемый с Земли автоматический самоходный научно-исследовательский аппарат «Луноход-1», действовавший до 4 октября 1971 года.

Осень 1970 года. Начало работы Дальневосточного научного центра Академии Наук СССР.

В это же время. Выпуск первой партии автомобилей заводом в Тольятти

1 февраля 1971 года. Открытие в Москве Института управления народным хозяйством.

9 марта 1971 года. Образование Марийского государственного университета в Йошкар-Оле, Чечено-Ингушского государственного университета в Грозном.

19 апреля 1971 года. Запуск орбитальной научной станции «Салют».

23-25 апреля 1971 года. Полёт космического корабля «Союз-10» с космонавтами В.А. Шаталовым, А.С.Елисеевым и Н.Н. Рукавишиковым на борту.

6 июня 1971 года. Старт космического корабля «Союз-11» с космонавтами Г.Т.Добровольским, В.Н. Волковым и В.И.Пацаевым на борту.

17 июня 1971 года. Приём государственной комиссией самого большого в мире научного корабля «Космонавт Юрий Гагарин», построенного на Балтийском заводе в Ленинграде.

29 июля 1971 года. Принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

В тот же день. Организация Калининского государственного университета.

2 сентября 1971 года. Запуск ракеты-носителя с автоматической станцией «Луна-18».

24 сентября 1971 года. Организация Сыктывкарского государственного университета.

4 ноября 1971 года. Организация Карагандинского государственного университета.

30 декабря 1971 года. Завершение строительства крупнейшего в стране Могилёвского комбината синтетического волокна.

В тот же день. Начало работы Уральского центра Академии наук СССР.

18 февраля 1972 года. Организация Симферопольского государственного университета.

23 марта 1971 года. Организация Тюменского государственного университета.

20 июня 1972 года. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР « О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы».

25 декабря 1972 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР о прекращении взимания налогов с зарплаты рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налога с зарплаты до 90 рублей в месяц.

8 января 1973 года. Запуск автоматической межпланетной станции «Луна- 21», доставившей на поверхность Луны автоматический самоходный аппарат «Луноход-2».

27 марта 1973 года. Организация Алтайского государственного университета в Барнауле.

28 апреля 1973 года. Организация Омского государственного университета.

27-29 сентября 1973 года. Полёт космического корабля «Союз-12».

18-26 декабря 1973 года. Полёт космического корабля» «Союз-13».

12 января 1973 года. Начало эксплуатации Билибинской атомной электростанции.

15 января 1974 года. Ввод в строй Череповецкого химического завода.

Январь 1974 года. Учреждение ордена Трудовой славы.

22 февраля 1974 года. Организация Кемеровского государственного университета.

9 апреля 1974 года. Спуск на воду первого советского супертанкера»Крым», построенного в Керчи.

В тот же день. Возобновление строительства Ьайкало-Амурской магистрали (БАМ).

22 апреля 1974 года. Отъезд из Москвы на строительство БАМа первого всесоюзного ударного комсомольского отряда имени 17-го съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи.

21 июня 1974 года. Организация Волгоградского государственного университета.

3 июля 1974 года. Полёт космического корабля «Союз-14».

26 августа 1974 года. Запуск космического корабля «Союз-15».

3 сентября 1974 года. Организация Челябинского государственного университетам.

5 сентября 1974 года. Создание межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.

2 октября 1974 года. Запуск космического корабля «Союз16»

В тот же день. Начало ходовых испытаний атомного ледокола «Арктика».

26 декабря 1974 года. Запуск космической орбитальной научной станции «Салют-4».

В тот же день. Учреждение медали «Ветеран труда»

11 января - 9 февраля1975 года. Полёт космического корабля «Союз-17».

8 мая 1975 года. Завершение строительства железнодорожной линии «станция БАМ - посёлок Тындинский» - первого пускового объекта БАМа.

24 мая -26 июля 1975 года. Полёт космического корабля «Союз-18».

29 июня 1975 года. Ввод в строй крупнейшей в мире термоядерной установки «Токамак-10» в институте атомной энергии имени И.В. Курчатова.

15-21 июля 1975 года. Осуществление совместного советско-американского космического эксперимента по программе «Союз-Аполлон».

17 ноября 1975 года. Запуск космического корабля «Союз-20».

19 ноября 1975 года. Стыковка космического корабля «Союз-20» с орбитальной научной станцией «Салют-4».

29 декабря 1975 года. Сдача в эксплуатацию крупнейшей угольной шахты «Воргашорск-1» в Коми АССР.

В тот же день. Введение награждения передовиков производства Государственными премиями.

1976 год. Начало работы по созданию уникальной орбитальной станции «Мир». К этому времени Научно-производственное объединение «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием. Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран», и работы над станцией оказались практически заморожены. Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова, поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС. Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей. 23 марта 2001 года, уже в постсоветское время, станция «Мир» была позорно, в угоду Америке, затоплена в Тихом океане. (Она могла бы работать и продолжать служить стране ещё долгое время; ресурс её не был исчерпан).

22 июня 1976 года. Запуск орбитальной научной станции «Салют-5».

6 июля - 26 августа 1976 года. Полёт космического корабля «Союз-21».

15-23 сентября 1976 года. Полёт космического корабля «Союз-22».

14-16 октября 1976 года. Полёт космического корабля «Союз-23».

20 декабря 1976 года. Пуск первого энергоблока на Курской атомной станции.

29 декабря 1976 года. Приём в эксплуатацию первой очереди Камского объединения по производству большегрузных автомобилей.

1977 год. Создание Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР по инициативе А.Н.Косыгина.

7-25 февраля 1977 года. Полёт космического корабля «Союз-24».

17 августа 1977 года. Достижение атомным ледоколом «Арктика» географической точки Северного полюса - впервые в истории мореплавания.

26 сентября 1977 года. Постановка под промышленную нагрузку первого блока на Чернобыльской атомной станции на Украине.

29 сентября 1977 года. Запуск орбитальной научной станции «Салют-6».

19 декабря 1977 года. Запуск космического корабля «Союз-26».

1978 год. Завершение строительства объектов газопровода «Союз» (Оренбург - Западная граница СССР).

10-16 января 1978 года. Полёт космического корабля «Союз-27»,

20 января 1978 года. Запуск космического автоматического грузового транспортного корабля»Прогресс-1».

22 января 1978 года. Стыковка корабля «Прогресс-1» с пилотируемым комплексом «Салют-6 -Союз-27».

Март 1978 года. Принятие постановления Центрального Комитета КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества».

2 марта 1978 года. Запуск космического корабля «Союз-28».

15 июня 1978 года. Запуск космического корабля «Союз-29».

27 июня 1978 года. Запуск космического корабля Союз-30».

7 июля 1978 года. Запуск космического корабля «Прогресс-2».

26 августа. Запуск космического корабля «Союз-31».

18 декабря 1978 года. Принятие в эксплуатацию первой очереди Волгодонского завода «Атоммаш».

19 декабря 1978 года. Пуск первого агрегата Саяно-Шушенской гидроэлектростанции.

20 января 1979 года. Объявлено о завершении создания единой энергосистемы СССР и стран-членов СЭВ «Мир».

25 февраля 1979 года. Запуск космического корабля «Союз-32».

26 февраля 1979 года. Стыковка космического корабля «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6».

10-12 апреля 1979 года. Полёт космического корабля «Союз-33».

7 октября 1979 года. Начало спектаклей в в новом здании Московского детского музыкального театра.

21 декабря 1979 года. Опубликовано сообщение о завершении строительства и досрочном освоении проектной мощности первой очереди Чернобыльской атомной станции.

9 апреля 1980 года. Запуск космического корабля «Союз -36».

26 мая 1980 года. Запуск космического корабля «Союз Т-2».

23-31 июля 1980 года. Полёт космического корабля «Союз 37».

27ноября - 10 декабря 1980 года. Полёт космического корабля «Союз Т-3»

22 декабря 1980 года. Начало промышленной эксплуатации первого энергоблока Ровенской атомной станции.

12 марта - 26 мая 1981 года. Полёт космического корабля Союз Т-4».

22-30 марта 1981 года. Полёт космического корабля «Союз-39».

14-22 мая 1981 года. Полёт космического корабля «Союз-40».

13 мая-10 декабря 1982 года. Полёт космического корабля «Союз Т-5».

24 июня -2 июля 1982 года. Полёт космического корабля «Союз Т-6».

19-27 августа 1982 года. Полёт космического корабля «Союз-Т-7».

Больше полётов космических кораблей при жизни Брежнева не будет. 10 ноября 1982 года Леонид Ильич скончался.

Такая вот хроника «Брежневского застоя».Этот бы «застой» да в наше сегодняшнее время!

Надо учесть ещё и то, что перечислено далеко не всё даже из особо значимого для советского народа и страны, что было во время Л.И.Брежнева. Добавлю ещё кое-что из своих собственных наблюдений. В 1972-1982 годах работал журналистом в Брянске. В тот период Брянская область была почти такой же славной, как в годы Великой Отечественной войны, когда местное население проявило себя в массовом партизанском движении. Такой же массовый патриотизм проявлен жителями Брянщины и в семидесятых годах прошлого столетия, когда здесь тоже развернулась битва, но уже не с врагом, а за высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Особо значимый успех достигнут в картофелеводстве. Эту отрасль в короткие сроки перевели на промышленную основу. Новшество позволило резко сократить затраты ручного труда. В результате механизированное звено из четырёх-пяти человек выращивало картофель и убирало его урожай на площади до одной тысячи гектаров. Новые высокопродуктивные сорта дали колхозам и совхозам возможность удвоить-утроить урожай «второго хлеба» (так раньше именовали картофель). В итоге Брянщина довела годовое производство картофеля до 800 тысяч тонн и стала вторым после Белоруссии главным поставщиком картофеля в Москву, Ленинград, на Север страны. Тогда в нашей стране ни у кого и мысли не было о том, что когда-то появится необходимость импортировать картофель из Израиля, Голландии и даже из Египта. Сейчас вот импортируем.

Была огромной стройкой Белорусская Советская Социалистическая республика, куда я приехал в начале восьмидесятых годов в должности собственного корреспондента по Могилёвской. Гомельской и Витебской областям. В частности, у меня сохранилась копия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1971 года, в коей сказано следующее: «За большую работу по организации массового выпуска силосоуборочных комбайнов и техническому перевооружению производства, успешное выполнение заданий пятилетнего плана наградить завод «Гомсельмаш» орденом Ленина.

Я много раз был на этом заводе. Писал о его людях и их делах. История этого завода началась 29 декабря 1927 года, когда ВСНХ (Высший совет Народного Хозяйства) СССР определил задание по строительству в Гомеле завода сельскохозяйственного машиностроения. Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии объявил «Гомсельмаш» ударной стройкой пятилетки. Строить завод помогала вся братская семья народов Советского Союза. Лесорубы Полесья слали добротный лес. Металлурги Донбасса, Криворожья и Урала - металл, машиностроители Белоруссии изготовляли транспортёры и конвейеры, из Российской Федерации поступали мостовые краны, с Украины - котлы. В апреле 193о года были собраны первые 75 силосорезок, вместо 60. предусмотренных планом. После, вместе с этими машинами, стали производить и другие виды сельскохозяйственной техники. И дальше бы развиваться заводу. Но тут - война. Завод эвакуировали в глубокий тыл - в предуарльский город Курган. Уже в сентябре 1941 года гомсельмашевцы - в основном женщины и подростки - начали выпуск продукции. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в Гомеле приступили к возрождению полностью разрушенного завода. Эта стройка снова была объявлена ударной. И опять в важном государственном деле участвовала вся страна.

В конце 70-х годов прошлого столетия «Гомсельмаш» прославился на весь мир. Прежде всего - своими высокопроизводительными самоходными силосоуборочными комбайнами. Годовое производство кормоуборочных машин заводом «Гомсельмаш» превысило годовой выпуск кормоуборочных машин, максимально достигнутый всеми фирмами США.

Но жизнь не стоит на месте. Пришло время технического перевооружения завода. «Гомсельмаш» был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. И вот - результат ударного труда многих тысяч строителей, прибывших ы Гомель со всех концов необъятного Советского Союза. Рядом со старым заводом вырос новый = с первоклассным оборудованием и современной технологией.

Подобное было в Ульяновске, куда я был переведён из Могилёва, в той же должности собкора «Сельской жизни». Здесь ударной Всесоюзной стройкой был «Авиастар». Вот - заметка о создании этого гиганта, взятая мною из местной «Народной газеты»:

«Свою историю Ульяновский авиационный завод, позже названный «Авиастар», ведет с 1975 года, когда 1 сентября был выпущен приказ № 350 «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса» (УАПК), в который должны были войти три завода: самолетостроительный, агрегатный и приборостроительный.

Первый камень в основание будущего «Авиастара» был заложен 10 июня 1976 года. Уже в 1981 году в строй были введены два крупных цеха агрегатно-сборочного производства. Это позволило в феврале 1983 года заложить в стапели фюзеляж первого «Ан-124 «Руслан». А 30 октября 1985 года новый самолет, выпущенный в вариации военно-транспортного самолета, уже совершил свой первый полёт, став главной сенсацией международных авиасалонов.

В конце 80-х в производство запущен пассажирский самолет «Ту-204», который 17 августа 1990 года совершил свой первый полёт. Этот самолет положил начало созданию целого семейства пассажирских и грузовых самолетов «Ту-204-100», «Ту-204С», «Ту-204-120», «Ту-204-120С».

Примерно через год в небо поднимается и первый серийный гражданский вариант самолета «Руслан» - «Ан-124-100» (произошло это 6 июня 1991 года). А в следующем году УАПК преобразовывается в акционерное общество «Авиастар»…».

Несмотря на сложные времена, завод продолжает работать. В 2002 году завершается строительство опытного образца самолета «Ту-204-300», который в 2004 году совершил первый беспосадочный испытательный полет во Владивосток (чуть позже для местной авиакомпании переданы 4 самолета этой модели). В этом же году переданы в эксплуатацию самолеты «Ан-124-100 «Руслан» для авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Полет»…

30.09.2013.

советское хозяйство, Брежнев, социализм, СССР

Previous post Next post
Up