"ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ПРАВДА" 25.12.2012 Далеко не все в современной России знают, что Новый год стал поистине народным праздником именно в советский период. Новый год в том виде, в каком мы его знаем: с украшенной елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, шампанским, бенгальскими огнями, боем курантов - появился в советское время.
До Великой Октябрьской социалистической революции никакого общенародного зимнего праздника в России не существовало. Для христиан главным зимним праздником было Рождество. В две святочные недели, которые начинались Рождественским сочельником и заканчивались Крещением, проводились разнообразные благотворительные ярмарки и вечера, праздничные карнавалы и детские утренники. Никакой новогодней ёлки не существовало.
В дореволюционном Екатеринбурге украшенную ёлку на Рождество начали устанавливать только в начале XX века, да и то не все семьи. Дед Мороз проникал в Россию тоже не легко. Сначала в XVIII веке в Россию пришел Санта-Клаус, потом делаются попытки его переименовать в «старого Рупрехта», «Святого Николая» и «Дедушку Николая». Понятно, что все эти западные заимствования, как и сам новогодний праздник были малопопулярны и отмечались очень ограниченным кругом богатых людей.
Беднота Новый год не праздновала вообще! Не было подлинно общенародным праздником и православное Рождество потому как значительная часть российской элиты царской России были немцами и придерживались протестантизма, а потому праздновали Рождество в другое время, чем православные. Не отмечали Рождество мусульмане и буддисты, был свой Новый год (в сентябре) у евреев…
После Октябрьской революции возникла необходимость во всенародном празднике, который советские люди могли бы отмечать вне зависимости от национальности и вероисповедания. Который бы не разделял, а объединял. Вопреки тому что сейчас активно распространяется в СМИ никаких официальных запретов рождественской елки после революции не вводилось. Просто новогодняя, общенародная ёлка, затмила собой религиозный праздник. Однако настоящее, подлинное становление новогодней традиции в СССР началось с 1935 года. Тогда в газете «Правда» была опубликована заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым. Она начиналась так:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Дед Мороз и новогодняя ёлка в дореволюционной России долгое время существовали по раздельности. Обязательными атрибутами новогоднего праздника они стали только в советское время. В досоветское время Дед Мороз, как и его западный коллега Санта-Клаус, ходил на праздники без спутницы. В СССР Дед Мороз получил внучку.
Вообще девочка-Снегурочка, как персонаж, была известна и в дореволюционной России, но она не была столь популярна и жила свой собственной жизнь, отдельной от Деда Мороза. В советское время Снегурочка стала его внучкой. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.
В послевоенные годы советский Новый год приобрёл свой традиционный, законченный вид с шампанским, мандаринами на столе, бенгальскими огнями, хлопушками, боем курантов и торжественной речью государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни. Одной из самых популярных песен у детей на новогодней ёлке стала «В лесу родилась ёлочка»
Между тем…
Советское прошлое не даёт покоя и вызывает яростную ненависть у антисоветчиков. Так на прошлой неделе активисты из украинской радикальной партии "Братство" повесили на киевском мосту чучела Деда Мороза и Снегурочки. Таким образом, как сообщает Gazeta.ua, они решили отметить День святого Николая. На мосту были повешены "выкидыш советского богопротивного режима и его сожительница".
Активисты при этом развернули плакат, на котором написано, что "они хотели заменить нам Святого Николая".
На сегодняшний день Дед Мороз и Снегурочка - одни из наиболее часто атакуемых символов советского прошлого.