Оригинал взят у
vostok18 в
"МАТЧ", который состоится при любой погоде. Фильм "Матч" вышел на экран.
Холодным ураганным вечером 1 мая в открытом кинотеатре в Парке Культуры сидели зрители, укрытые одеялами.
Фильм шел два часа. Никто не ушел. Кажется, никто даже не бегал за кофе, чтобы согреться.
То, что происходило на экране - большая редкость в нашем современном кино. Большая смелость в нашем современном кино. И большая новость в нашем современном кино.
В кои-то веки - наконец-то! - снят фильм о войне, о военном времени - без гламурно-иллюстративной мифологемы.
Без желания разглядывать из зрительного зала огрехи художника по гриму или костюму.
Снята реальная история реальных людей того времени - футболистов киевского "Динамо", игравших в оккупированном Киеве с немецкими командами. И выигравшими свой последний матч вопреки угрозе расстрела.
Снята история, в которой безо всякого напряжения ассоциируешь себя с этими людьми, с их выбором, с их подвигом.
История, в которой очень доходчиво показано ЗА ЧТО и РАДИ ЧЕГО сражались советские люди. Создателям фильма без плаката, манифеста, без лишних упоминаний слова "Родина" удалось создать картину ГЛАВНОГО ВЫБОРА в жизни человека. В жизни любого человека, вне веры, религии или политубеждений.
Да, все было так. Встреча с хлебом-солью «гитлеровцев-освободителей». «Освободителям» рьяно помогали выявлять коммунистов, совработников и евреев. Казалось, что наконец-то, здесь наступил рай. «Жiття» без тех же коммунистов, совработников и евреев. Но так длилось недолго. Вскоре «встречающие» и им сочувствующие поняли, кого они пустили к себе на порог. Поняли, когда «освободители» взялись за них самих. Оказалось - насилия, издевательства, пытки не видят национальных различий. Оказалось - виселицы, расстрелы и «газенвагены» уравнивают всех. Откуда бы люди не вышли - из церкви, мечети, или синагоги. Оказалось, пришло не освобождение, а уничтожение. Рабство и смерть стали безысходной реальностью для тех, кто хотел «остаться в стороне». И через все обиды, противоречия и неприятия удалось понять - выбора нет. И в стороне остаться не получится. И в этой ситуации - лучше погибнуть на поле боя, чем во рву за городом. Если ты человек. Если ты гражданин. Или - пойти в полицаи, «капо» и «форарбайтеры». Если ты раб. И всю свою жизнь проводишь «в поисках лучшего хозяина».
И это показано так честно, так правдиво - и это смелость продюсеров Дмитрия Куликова и Ильи Неретина.
Это вызов так называемой "толерантности". История не терпит толерантности. Иначе она превращается в конъюнктурную иллюстрацию вымышленной реальности.
Кому-то очень неприятна правда - и создатели фильма уже столкнулись с этим "неприятем" во время премьерных показов в Украине. Что ж, можно только уважать их мужество и честность.
И как же неожиданно фильм, снятый о событиях 70-и летней давности так созвучен нашему времени!
Это так напоминает иллюзорные миры иных наших соотечественников, считающих, что они могут полезны и нужны своим хозяевам, если на территории нашей Родины опять, паче чаяния, установится какой-нибудь "новый порядок".
Этим несчастным "мечтателям" хочется сказать - посмотрите фильм "Матч". Своими глазами посмотрите простую, тихую - и от того леденящую панораму по людским телам в Бабьем Яру.
Не ищите "новых хозяев", господа, в какие бы белые одежды они не рядились. Будьте сами хозяевами своей судьбы, как игроки киевского "Динамо" и их вратарь, выведенный в фильме под фамилией Раневич.
Хочется вздохнуть свободно. Хочется, в преддверии Дня Победы поверить, что оголтелая агиткампания по оплевыванию истории нашей Родины отступает. А возвращается правда. Правда, которая еще может спасти наши новые, молодые поколения. А значит - спасти нашу Родину, на сей раз - в умах ее граждан.