Про нефть, газ, суверенные фонды и корейские подводные лодки.

Sep 11, 2011 10:38

В нашем сообществе последнее время часто проскакивают новости про Норвегию. С какого перепугу нация, насчитывающая менее 5 миллионов человек вместе с нелегалами и проживающая на самых задворках этого мира, привлекла вдруг столько к себе внимания? Ответ, как мне кажется здесь: это чуть ли не единственная страна "золотого миллиарда", сводящая бюджет с профицитом, имеющая свободные бабки суммарным объемом под 800 ярдов и уж точно единственная, способная хоть как-то снабжать европу в случае энергетического голода. Исходя из сказанного можно ожидать в настоящем и будущем крепкого встряхивания этого сонно-пасторального общества.
Чуть истории. Нефть была найдена на норвежском шельфе в 1968 году. Уже в 69-м Коноко получила лицензию и приступила к освоению месторождения Экофиск. Промышленности, способной обеспечить добычу и ее обслуживание, в самой Норвегии в те времена не существовало. Тем не менее, правительство, также как и 40 годами спустя в России, оговорило условием участия иностранцев в разработке 100% передачу технологий норвежской стороне и создания в течении 5 лет не менее 50% норвежского контента (50% полной суммы затрат на освоение месторождения должны были быть потрачены в Норвегии). Ребята явно бурнули, но это им легко сошло с рук ввиду резкого идеологического противостояния с Союзом. Норвегия уже тогда имела репутацию квазисоциалистического государства и тупо шантажнула пиндосов полным присоединением к соцлагерю. Желающих осваивать норвежскую нефть нашлось много, части этих компаний уже и след в истории простыл. Из тех, кто работает нынче кроме Коноки можно упомянуть БП, Шелл и Экссон. Ну, и куча мелкой, никому не известной шпаны, которым передают скважины, когда дебет падает ниже порога рентабельности "крупняка". Так вот, уже к 75-му технологий оказалось передано достаточно, чтобы норвежское правительство всеми правдами и неправдами начало отзывать ранее выданные лицензии и передавать их вновь созданной государственной компании Статойл. Неправда ли, до боли напоминает сахалинскую историю. Либеральная пресса тогда пестрила заголовками, по сравнению с которыми освещение дела юкоса показалось бы репортажем с детского утренника. Но, опять же, все утерлись. Неправда ли, развал Союза и в самом деле стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века? К настоящему моменту из общего числа порядка 150 инсталляций иностранцами оперируется порядка 20-ти.
Ну, халявы полной не бывает, поэтому почти сразу создается фонд национального благосостояния, который начинает размещать средства внутри и за пределами страны: на фондовых рынках, в облигах и напрямую в инвестиционныхпроектах. Ограничений на объем инвестирования в силу малого объема средств сразу не вводится. Олигархия утерлась, потеряв прямой контроль над нефтью, и удовольствовалась контролем за финансовыми потоками. По прошествии времени в фонде были аккумулироаны значительные средства, и, вот тогда норвежские законодатели принимают совершенно противоречащие интересам народа нормы:
1. Средства фонда не могут тратиться внутри Норвегии (во избежании разгона инфляции, ага - расскажите нам) и
2. Инвестиции ограничиваются максимально 5% пакетом / долей участия.
С этого момента фонд становится чистым инструментом спекуляций. При этом нация живет в убежденности в собственном исключительном богатстве и периодически пересчитывает деньги фонда на одного гражданина. Цифра греет каждую душу в стране.
Все жили в счастьи до 2008-го, когда в первый раз, несмотря на продолжающуюся добычу, объем денег в фонде практически перестал расти. Страну успокоили тем, что остальные вообще сидят в дерьме. Но, внимание! , в 2011 объемы резервов фонда начали падать, опять же, несмотря на продолжающуюся добычу! Так, за июнь месяц капитализация сократилась на 25 миллиардов зелени. И, вот уже, начинаются иски к банк оф америка и прочим лидерам свободного рынка за продажу акций фонду по умышленно завышенной цене. Но это - чистая рефлексия. Это - для избирателей. А кто надо с самого начала знает, что денег этих у королевства Норвегия не было никогда, нет и... А, вот, про не будет - далее.
Что делает любой нормальный человек, когда понимает, что его грабят совсем беспредельно? Он идет к ментам, а в случае, если беспредельничают сами менты - к авторитетным людям, могущим по крайней мере на локальном уровне дать ментам укорот. Военно-морские учения ПОМОР проводились первый раз в светлой памяти 1994-м, тогда помимо России с Норвегией в них участвовали мелкобриты, датчане и прочая прибалтийская шпана. Результаты признаны неуспешными, и на долгие 16 лет об этих учениях все забывают. И тут - барабанная дробь - в 2010 они проводятся вновь уже исключительно силами России и Норвегии, а всю натовскую демократию просят не беспокоиться. Теперь учения проходят на ежегодной основе. Ниже отчет об учениях, прошедших в мае этого года:
http://rus.ruvr.ru/2011/05/16/50338178.html

Особенно доставило: моряки осуществили слежение за условной подводной лодкой и провели учения по противовоздушной обороне, отразив условные атаки истребителей F-16 ВВС Норвегии. Дело в том, что перед проведением учений обозначается условный противник и выбираются единицы его предполагаемой техники для противодействия им. Ну хорошо. Подлодка, допустим, могла бы быть северокорейской. Или, скажем, иранской. Но Эф-шестнадцатые-то чьих будут???

В заключение: в конце осени пройдут первые совместные сухопутные российско-норвежские учения. Para bellum.

Реконкиста

Previous post Next post
Up