проблема экспедиционного бешенства в малых группах.

May 20, 2013 17:53

Так называемая “полярная болезнь”, иначе “экспедиционное бешенство”, поражает преимущественно небольшие группы людей, когда они в силу обстоятельств, определенных самим названием, обречены общаться только друг с другом и тем самым лишены возможности ссориться с кем-то посторонним, не входящим в их товарищество. Из всего сказанного уже ясно, что накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации - а я могу это утверждать по собственному опыту - все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. Субъективно это выражается в том, что человек на мельчайшие жесты своего лучшего друга - стоит тому кашлянуть или высморкаться - отвечает реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. (c) Конрад Лоренц “Агрессия”

нижеследующее я взял отсюда. "Уточнение общих целей. На усиление сплоченности группы влияет осознание группой общей цели. Если цель не выявлена, у группы недостаточно сил для решения задачам.

Успешно преодоленный кризис. Реальная или мнимая угроза интересам группы часто способствует развитию сплоченности. Существует множество наблюдений, показывающих, что в группе, про­шедшей некий кризис, силы сплочения выражены ярче. При этом чувство безопаснос­ти внутри группы подчеркнуто обостряется за счет существования защитных границ, т. е. групповых норм, выступающих в роли гаранта «общей судьбы». Вместе с тем если однократная неудача мобилизует резервы группы к сплоченности, то длительный груп­повой неуспех может посеять и рознь.

Внешняя мишень. Наличие внешнего межгруппового конфликта ослабляет веро­ятность возникновения конфликтов внутри группы. Отсутствие достаточного внешне­го круга общения сначала компенсируется усилением межличностных отношений внут­ри самой группы. Однако если изоляция продолжается, отношения внутри группы обо­стряются. Причем для этого совсем не обязательны очень жесткие условия. Например, динамика отношений в малой (до 25 человек) исследовательской группе, связанной общими научными интересами и работающей в небольшом городке вдалеке от крупных научных центров, имеет такую же специфику: сначала усиливается соперничество с другими аналогичными группами; если же таковых нет, то конфликтные отношения возникают внутри группы. Все это означает, что одним из способов работы с конфлик­том личности и группы является предоставление для этой группы возможности широких внешних контактов и соперничества с другими группами.

Предоставление новой информации. Остроту любого конфликта между личнос­тью и группой можно значительно уменьшить путем предоставления личности новых сведений. Здесь надо учесть способ ее подачи. Навязанные сведения усваиваются пло­хо, поскольку активизируют психологические защиты. Когда принуждения к получе­нию информации нет, человеку приходится реагировать в рамках собственных ожида­ний. Тогда его поведение будет определяться двумя факторами - ожиданиями от но­вой информации и уровнем собственной напряженности. Если информация благо­приятна, человек ее легче усвоит, и, напротив, ожидая от информации увеличения дис­сонанса, он будет стремиться к ее вытеснению. Однако, когда внутреннее напряжение близко к предельно допустимому, стратегия работы с информацией вновь радикально меняется и на пути поиска экстренного выхода из тревожной ситуации человек согла­шается подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Приток новой, ранее не допускаемой в сознание информации позволяет ему изменить некото­рые элементы своей Модели Мира и благодаря этому уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.

Снижение авторитета конфликтной личности. Эффективный способ уменьшить возникший диссонанс - поставить человека, выступающего источником конфликта, вне сравнения с теми, кто придерживается другого мнения. Достичь этого можно не­сколькими путями: приписать этому человеку какие-либо негативные характеристики, исказить его мотивы, свести к минимуму общение с ним. Например, если некто утвер­ждает, что трава коричневая, а все остальные - что она зеленая, диссонанс уменьшит­ся, если этот человек будет признан дальтоником. Если некто верит в то, что летающие тарелки - это космические корабли пришельцев, а группа считает, что летающих та­релок не существует вообще, то диссонанс в их сознании уменьшится, если объявить его невеждой. Таким образом, конфликтная ситуация в группе сглаживается за счет дискредитации людей, высказывающих иную, чем группа, точку зрения.

Удаление зачинщика конфликта. Иногда напряжение в группе может ослабить вынужденное или стихийное исключение из группы человека, обостряющего ситуа­цию. Изгнание козла отпущения нередко сопровождается агрессивной разрядкой воз­никшего напряжения. Таким образом пережитый конфликт часто приводит и к рожде­нию новых идей, и к совершенствованию структуры.

Изменение структуры коллектива. В ситуации противоборства формального и неформального лидера, раздирающего коллектив на подгруппы, одним из способов разрешения конфликта выступает создание новой, измененной структуры группы, в частности ее разбиение. Если этого не делать специально, она все равно самопроиз­вольно расколется, а возникшие подгруппы будут порождать разные пути решения од­ной и той же задачи. Вообще существенное увеличение группы усиливает тенденцию к разделению ее на подгруппы, что само по себе может привести к появлению проти­воречий и несовпадающих целей. Кроме деления группы на стабильные подгруппы, применяется иной вариант изменения ее структуры - создание временных коллекти­вов. Так поступил Том Сойер, вынужденный красить забор. Он создал «временный коллектив» при помощи им же выдвинутого стимула- идеи о том, что красить забор очень интересно и почетно". Грановская Р.М., Творчество и конфликт в зеркале психологии, СПб, «Речь», 2006 г., с. 89-93.

люди твоей команды

Previous post Next post
Up