Так называемая “полярная болезнь”, иначе “экспедиционное бешенство”, поражает преимущественно небольшие группы людей, когда они в силу обстоятельств, определенных самим названием, обречены общаться только друг с другом и тем самым лишены возможности ссориться с кем-то посторонним, не входящим в их товарищество. Из всего сказанного уже ясно, что накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации - а я могу это утверждать по собственному опыту - все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. Субъективно это выражается в том, что человек на мельчайшие жесты своего лучшего друга - стоит тому кашлянуть или высморкаться - отвечает реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. (c) Конрад Лоренц “Агрессия”
нижеследующее я взял
отсюда. "Уточнение общих целей. На усиление сплоченности группы влияет осознание группой общей цели. Если цель не выявлена, у группы недостаточно сил для решения задачам.
Успешно преодоленный кризис. Реальная или мнимая угроза интересам группы часто способствует развитию сплоченности. Существует множество наблюдений, показывающих, что в группе, прошедшей некий кризис, силы сплочения выражены ярче. При этом чувство безопасности внутри группы подчеркнуто обостряется за счет существования защитных границ, т. е. групповых норм, выступающих в роли гаранта «общей судьбы». Вместе с тем если однократная неудача мобилизует резервы группы к сплоченности, то длительный групповой неуспех может посеять и рознь.
Внешняя мишень. Наличие внешнего межгруппового конфликта ослабляет вероятность возникновения конфликтов внутри группы. Отсутствие достаточного внешнего круга общения сначала компенсируется усилением межличностных отношений внутри самой группы. Однако если изоляция продолжается, отношения внутри группы обостряются. Причем для этого совсем не обязательны очень жесткие условия. Например, динамика отношений в малой (до 25 человек) исследовательской группе, связанной общими научными интересами и работающей в небольшом городке вдалеке от крупных научных центров, имеет такую же специфику: сначала усиливается соперничество с другими аналогичными группами; если же таковых нет, то конфликтные отношения возникают внутри группы. Все это означает, что одним из способов работы с конфликтом личности и группы является предоставление для этой группы возможности широких внешних контактов и соперничества с другими группами.
Предоставление новой информации. Остроту любого конфликта между личностью и группой можно значительно уменьшить путем предоставления личности новых сведений. Здесь надо учесть способ ее подачи. Навязанные сведения усваиваются плохо, поскольку активизируют психологические защиты. Когда принуждения к получению информации нет, человеку приходится реагировать в рамках собственных ожиданий. Тогда его поведение будет определяться двумя факторами - ожиданиями от новой информации и уровнем собственной напряженности. Если информация благоприятна, человек ее легче усвоит, и, напротив, ожидая от информации увеличения диссонанса, он будет стремиться к ее вытеснению. Однако, когда внутреннее напряжение близко к предельно допустимому, стратегия работы с информацией вновь радикально меняется и на пути поиска экстренного выхода из тревожной ситуации человек соглашается подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Приток новой, ранее не допускаемой в сознание информации позволяет ему изменить некоторые элементы своей Модели Мира и благодаря этому уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.
Снижение авторитета конфликтной личности. Эффективный способ уменьшить возникший диссонанс - поставить человека, выступающего источником конфликта, вне сравнения с теми, кто придерживается другого мнения. Достичь этого можно несколькими путями: приписать этому человеку какие-либо негативные характеристики, исказить его мотивы, свести к минимуму общение с ним. Например, если некто утверждает, что трава коричневая, а все остальные - что она зеленая, диссонанс уменьшится, если этот человек будет признан дальтоником. Если некто верит в то, что летающие тарелки - это космические корабли пришельцев, а группа считает, что летающих тарелок не существует вообще, то диссонанс в их сознании уменьшится, если объявить его невеждой. Таким образом, конфликтная ситуация в группе сглаживается за счет дискредитации людей, высказывающих иную, чем группа, точку зрения.
Удаление зачинщика конфликта. Иногда напряжение в группе может ослабить вынужденное или стихийное исключение из группы человека, обостряющего ситуацию. Изгнание козла отпущения нередко сопровождается агрессивной разрядкой возникшего напряжения. Таким образом пережитый конфликт часто приводит и к рождению новых идей, и к совершенствованию структуры.
Изменение структуры коллектива. В ситуации противоборства формального и неформального лидера, раздирающего коллектив на подгруппы, одним из способов разрешения конфликта выступает создание новой, измененной структуры группы, в частности ее разбиение. Если этого не делать специально, она все равно самопроизвольно расколется, а возникшие подгруппы будут порождать разные пути решения одной и той же задачи. Вообще существенное увеличение группы усиливает тенденцию к разделению ее на подгруппы, что само по себе может привести к появлению противоречий и несовпадающих целей. Кроме деления группы на стабильные подгруппы, применяется иной вариант изменения ее структуры - создание временных коллективов. Так поступил Том Сойер, вынужденный красить забор. Он создал «временный коллектив» при помощи им же выдвинутого стимула- идеи о том, что красить забор очень интересно и почетно". Грановская Р.М., Творчество и конфликт в зеркале психологии, СПб, «Речь», 2006 г., с. 89-93.