В истории с бывшим федеральным министром обороны Германии цу Гуттенбергом (того самого, с которого в его немецком государстве начался систематический отлов плагиата в диссертациях чиновников) есть любопытная деталь. Про нее часто забывают, ведь этой истории уже более двух лет…
При Бундестаге существует специальная служба - Wissenschaftlichen Dienst (научная служба). Организована эта служба для того, чтобы готовить по заказу членов правительства и парламентариев рефераты, доклады, обзоры по самым разнообразным вопросам. В частности, в 2005 году для г-на цу Гуттенберга (тогда он еще министром не был) в недрах этой службы был подготовлен доклад «Die Rolle der USA im europäischen Einigungsprozess bis zum Ende des Ost-West-Konflikts», около двух десятков страниц из которого цу Гуттенберг почти слово в слово вставил в свою собственную диссертацию без каких либо кавычек. Да, для чего-то нужен был министру этот доклад в 2005 году, и чтобы добро даром не пропало, пару лет спустя добавил он текст этого доклада в свой научный труд. Вот, его красненьким цветом отметили немецкие диссерокапатели на картинке слева. Постранично, цельнотянуто, сплошняком. К нему он прибавил еще с полдюжины аналогичных текстов из внутреннего документооборота, циркулировавшего в недрах немецкого парламента и ву а ля - готовый научный продукт, итог многолетних исследований и размышлений.
Надо сказать. Что для приватных потребностей, таких как получение ученой степени доктора наук, использование служебных документов в Германии строго запрещено. Особенно это касается политиков высокого ранга, как цу Гуттенберг. Кто-то хорошо сказал: люди сейчас, как и прежде приторговывают из-под прилавка, только не заметили, что прилавок вдруг становится прозрачным.
А у нас есть свои такие Гуттенберги? Да, наши политики тоже не стесняются компилировать «самостоятельный» научный труд из документов, созданных в недрах различных комитетов, из публичных докладов комиссий, подготовленных большим авторским коллективом чиновников, которые это делали на деньги налогоплательщиков вовсе не с целью внести свой вклад в чью-то диссертационную работу. Например, некто г-н О.И. Ковалев
позаимствовал текст Регламента, написанного для Государственной думы, а заодно «Комментарии» к этому регламенту, не фрагменарно с цитатами, а по-Гуттенберговски, т.е. многостранично. Его коллега Е.Л. Николаева
за основу взяла доклад комиссии Государственной Думы по социальным вопросам и демографической политике. Целых полсотни страниц в один ряд. Ну чем мы хуже Гуттенбергов всяких? Справедливости ради надо сказать, что оба наших депутата наряду с другими своими коллегами участвовали в создании упомянутых документов.
И, всё-таки, между немцами и нами есть существенное различие. Это различие между западной и азиатской культурами. Азиаты заметно меньше заботятся от аутентичности чего-либо, чем европейцы. Это зашито где-то на уровне подсознания. Путешествуя по Юго-Восточной азии встречаешь множество фальшивых старинных монет. При этом сами местные жители искренне полагают, что, если их нельзя отличить от настоящих, то они и есть те настоящие монеты, которые были в ходу сотни лет назад. Не удивительно, что некоторые научные руководители используют в своих докторских целые главы из работ своих аспирантов. Ведь они тоже к этим работам, по большому счету, приложили руку.
Последствия обнаружения заимствований в Германии и у нас диаметрально противоположны. Недавно в беседе с одним из чиновников Минобрнауки проскользнуло, мол, за плагиат наказывать министерство не собирается, поскольку его присутствие сложно доказать. Ну, да, о чем и спич. С азиатской ментальностью его не только доказать нельзя, но даже и разглядеть практически невозможно. Поэтому Диссернет не стремится кого-то уличить в нечистоплотности (это понятие различно не только в разных культурах, но и в разных социальных слоях), а просто шаг за шагом стирает чистой тряпочкой вековую пыль со стеклянного прилавка, чтобы тот со временем стал абсолютно прозрачным.