О преждевременности зияющих перспектив

Nov 12, 2021 22:16

Некоторые читатели, проникнувшись предполагаемым светлым будущим КНР после [пока что гипотетического] решительного избавления от системы сдержек и противовесов, а равно принципа сменяемости власти, ехидно комментируют в том духе, что мои традиционно скептические прогнозы насчёт Поднебесной идут прахом. Позволю себе не согласиться ( Read more... )

любопытное, Азия, Китай

Leave a comment

determinator01 November 13 2021, 20:12:00 UTC
"...выход здесь будут искать в "обращении к истокам" - 5 000 лет истории, Конфуций, меритократическая система, etc., вплоть до нового Императора"

На 5000 не выйдет. Это уже даже не прах. А вот исключительной живучести китайской государственной системы, остававшейся неизменной в течение более двух тысяч лет, способствовала умеренно динамичная модель развития (бытия), где развитие происходит за счет перехода одной противоположности в другую, в пределах одной и той же структуры. Правда, эта модель развития в двадцатом веке была заменена на другую, примечательной особенностью которой является то, что из умеренно динамичной она стала предельно динамичной, но в отличие от предельно динамичной европейской модели, где происходит взрыв одной структуры за счет столкновения противоположностей и замена ее другой, китайская внутри структуры остановилась. Т.е. темное инь в светлое ян как противоположность больше не переходит (перетекает). И если евроатлантическая дихотомия (в которую заходим и мы) в очередной раз (при столкновении противоположностей) взорвав структуру "добра" была заменена на "как всегда", то вот, что произошло с китайской моделью есть очень хороший вопрос, при котором возвращение к умеренной динамике (прежнему переходу) может похерить достигнутое менее чем за половину стандартного китайского цикла (один оборот колес судьбы раз в 60 лет).

Да и где это было видано, чтобы культура (являющаяся средством обитания сапиенсов) после метафизической мутации (коренных изменений в жизни общества) когда-нибудь возвращалась назад, Никакого выхода «в туда», по моему мнению, даже не предвидится. И он не то чтобы будет, а он уже есть - это выход в трансгуманизм с китайской (как принято говорить) спецификой. Т.е. любая мифологическая чушь типа мандатов неба и тому подобного, в такой модели возможна лишь в качестве маркетинга. Т.е. желтые люди сделали лучше всего то, чему научились у белых - скопировали и начали обкатывать «тему», которая у ее создателей еще только очень и очень грубо настраивается. В такой связи лучшесть выбора «крыши», как предлагают некоторые приличные люди, на мой событийный взгляд является окончательно риторической.

А вопрос будет ли над моделью стоять император или три (брат рассвет, день и закат) не так уж и важен. Главное, что ничем таким, что как основное входит в название китайской правящей партии, там даже не пахнет. Да и было ли такое вообще?

Reply

от чего живучесть dimaukmakov November 14 2021, 05:03:15 UTC
Когда китайскую государственность (за последние пусть 12 веков) громили кидани, чжурчжэни, монголы, маньчжуры они (правители этих степных народов) желали пользоваться колоссальными ресурсами Поднебесной. Но чтобы пользоваться ресурсами Китая нужно собирать налоги, чтобы собирать налоги (со столь обширных и густонаселенных территорий) нужно иметь (использовать на своё благо) китайскую бюрократию, чтобы иметь китайскую бюрократию нужно уметь управлять по китайски, а чтобы управлять по китайски нужно самому быть китайцем. Поэтому через некоторое количество поколений (1-2 поколения) правящая верхушка становилась китайской.
А вот во время опиумных воин (где-то пишут о двух, где-то о трех, в зависимости от терминологии, например в российской историографии две опиумных войны) для новых завоевателей (англо-французов и американцев) вовсе не обязательно было становиться китайцами, вот в чем проблема. Потому что новые завоеватели были представителями уже совсем другой общественно-экономической формации и цели их были иными.

Reply

Re: от чего живучесть determinator01 November 14 2021, 11:30:09 UTC
Отличное дополнение к тезису, показывающее столкновение двух (из трех) основных мировых культур, где жизнь, это сложно структурированная, устойчивая структура, которая может поддерживать себя только динамически. И когда "дочерние", но более мелкие структуры заходят в более крупную, последняя их постепенно в себе растворяет. Характерным примером чему служит чань-буддизм, имевший значительное влияние на культуру основной структуры на протяжении шести веков и породивший корейское, индокитайское и японское (дзэн) направления, но практически полностью растворившийся и почивший в китайской структуре задолго до опиумных войн.
Приход же скажем так более скоростной модели развития, в части бытия сапиенсов выявил ее превосходство над умеренноскоростной. Возможно, именно поэтому (это лишь предположение) значительная часть не только китайской бюрократии, но и обычного населения в качестве компенсации "скорости" выбрало опиум внутрь.

Reply

RE: Re: от чего живучесть dimaukmakov November 14 2021, 14:36:20 UTC
Спасибо. Вы весьма сложно всё описываете, сквозь призму философии.

Reply

Re: Re: от чего живучесть determinator01 November 14 2021, 14:58:19 UTC
Ну, сложно только на первый взгляд. И это скорее сквозь призму этнопсихологии.

Reply

Re: от чего живучесть xaron13_13_13 November 15 2021, 12:48:29 UTC
И всё-таки напомню слова Э.С. Бауэра: "Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счёт своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях".

На этом основании уже много лет назад А.Л. Шамис сформулировал принцип оптимальности в поведении - "Цель поведения - максимизация времени пребывания системы внутри области допустимых значений регулируемых переменных".

и т.д.

Посему - говорить, что жизнь суть устойчива - это не очень верно. Устойчива смерть. Жизнь - нет.

Является ли жизнь структурой? Смотря что мы вложим в понятие структуры. В этом свете отказ от понятия система также требует обсуждения.

Reply

Re: от чего живучесть determinator01 November 15 2021, 14:53:06 UTC
Посему - говорить, что жизнь суть устойчива - это не очень верно. Устойчива смерть. Жизнь - нет.

Это суть сути или просто суть?

Шамис - "Нам трудно понять, что такое вечность и бесконечность и, соответственно, что такое время и пространство. Мы практически ничего не знаем о сути таких явлений как гравитация, электричество, внутриатомные взаимодействия, электромагнитные взаимодействия, электромагнитное поле. Почти то же самое относится и к таким фундаментальным проблемам познания как жизнь и разум."

Так о каких системах он говорит?

По Бауэру устойчивое неравновесие, это такое состояние при котором, система не просто обладает избытком свободной энергии, а еще и способна использовать этот избыток для поддержания исходного, неравновесного состояния.

Эволюция - система?

Без жизни смерти нет. Т.е. как она может быть устойчива без жизни? Так что ваше нет не принимается. Пока.

Reply


Leave a comment

Up