Навеяно дискуссиями о смерти Чуркина.
Факт раздела России между несколькими оккупационными режимами (крупнейшим из которых является кремлёвский) ставит перед проживающими на оккупированных территориях русскими людьми достаточно сложный вопрос - где именно проходит грань между вынужденным подчинением оккупантам и
коллаборационизмом? Например, радоваться ли смерти любого россиянца, или только высокопоставленного (и если второе - насколько высокопоставленного)? Является ли предательством любое сотрудничество с россиянским государством, или только такое, в результате которого наносится прямой ущерб русским? Ну и т.д, вплоть до "болеть ли за россиянские сборные?".
ИМХО, единственно верного ответа тут нет, каждый должен решать для себя. Лично моё мнение, коим я стараюсь руководствоваться в практической жизни - "пуризмом" в данном случае увлекаться не стоит, ибо так легко дойти до шизофрении: купил буханку хлеба, заплатил при этом НДС - предатель. Ключевой задачей народа в оккупации является самосохранение, что с неизбежностью требует некоторой степени сотрудничества с оккупантами и подчинения им. Особенно это касается бытовых вопросов. Разумеется, такое вынужденное подчинение на бытовом уровне должно сопровождаться постоянной и целенаправленной работой над информационным отчуждением от оккупационной администрации - высмеивание любых её инициатив, подчёркивание мерзости и убогости любых её идей, шельмование прооккупационных деятелей. Впрочем, для этого и особых усилий прилагать не надо - поводы с избытком предоставляют сами оккупанты.
Что касается отношения к тем, кто на оккупационный режим работает непосредственно, то, на мой взгляд, тут нужен дифференцированный подход. Выделяем основные категории (их, неизбежно, получится довольно много) и , на основе этой классификации, определяем своё отношение к лицам, в них входящим. При этом, разумеется, конкретная особь вполне может, благодаря своим личным действиям, "перескакивать" в плюс или в минус, свободу воли никто не отменял. Для наглядности, приведу ниже несколько примеров моего личного подхода к решению данных вопросов:
- Член ОПГ "Генпрокуратура" - по умолчанию, считаю оккупантом после года участия в группировке. Исключения - на индивидуальной основе.
- Сотрудник полиции в звании лейтенанта - по умолчанию считаю обычным человеком. Вдруг выясняется, что он состоит в рядах "борцов с экстремизмом" - автоматически переношу в ряды оккупантов. Сотрудник в звании полковника - уже по умолчанию оккупант, независимо от места службы.
- Министр или губернатор, их замы и помощники - автоматически уходят в ряды оккупантов. Исключения - на индивидуальной основе.
- Армейцы: полковники и ниже - люди, выше - оккупанты. Исключения на индивидуальной основе.
Ну, и так далее, принцип, думаю, понятен. Не настаиваю на его единственно-верности, но для меня лично работает неплохо.
P.S. Даный пост не несёт цели разжигания вражды и ненависти к ни к каким социальным группам, включая "россиянцев", "оккупантов" и т.д., а также не призывает к совершению противоправных действий в их отношении.