Оригинал взят у
el_murid в
Судан. История Севера и Юга История (продолжение)
Северный Судан
О большинстве стран можно рассказывать, не очень вдаваясь в древнейшие времена, так как они обычно слабо влияют на современность. В случае с Суданом это не так. Его древняя история имеет прямое отношение к сегодняшней. Поэтому, хоть и вкратце, но о ней.
На территории Нубии - северного Судана - в древние времена существовало царство Куш. Одно время кушиты даже правили Древним Египтом - так называемая
XXV эфиопская династия из пяти фараонов. Интересно, что первым фараоном этой династии стал молодой 25-летний царь Пианхи, который прошел по всему Египту и практически без боя овладел его ключевыми городами.
Даже свержение этой династии никак не отразилось на независимости самого Куша, который вплоть до последнего фараона Египетского царства (небезызвестной Клеопатры) вовсю устраивал набеги на север.
Вместе с романизацией Египта в Куш начинает проникать и христианство. К этому времени на территории Куша возникли три новых нубийских государства, которые довольно долго - уже после исчезновения древнеегипетских верований - рьяно их отстаивали. Тем не менее, проникновение христианства в его коптской версии на юг привело к тому, что старая вера ушла, а её место довольно органично заняло христианство, причем нубийские приходы управлялись Египетской Коптской церковью. Однако службы шли не на коптском, а на местном языке, а также греческом.
Развал Римской империи и захват Египта арабами в 7 веке отрезал Нубию от христианского мира, постепенно создавая весьма специфическую, хотя и не слишком схизматичную версию христианства. При этом, как и Древнему Египту, нубийцы весьма жестко сопротивлялись проникновению арабов - и фактически до 13 века сохраняли свою полную независимость.
Основой этой независимости стал подписанный в том же 7 веке пакт между арабским военачальником Абдаллахом ибн Саадом и самым северным из трех нубийских христианских государств
Макурия. Более 600 лет с этого момента арабы и нубийцы жили относительно мирно, предпочитая торговлю войне.
Тем не менее договор давал весьма серьезные преимущества арабским купцам, предусматривал свободное пользование паломниками, идущими в Мекку, побережьем Нубии (один из этих портов - Суакин, который располагался приблизительно в 50 км от нынешнего Порт-Судана становится в это время крупнейшим центром работорговли всего региона. Заправляли им, конечно же, арабы). Макурия с охотой торговала привозимыми из глубины континента рабами, специализируясь в том числе, кстати, и на кастратах-евнухах.
Таким образом, постепенно произошла "ползучая" арабизация всей Нубии. Макурия постепенно хирела, кочевые племена с ее окраин подтачивали ее мощь, что в конечном итоге привело к осложнениям с арабским Египтом, южные границы которого Макурия обязалась защищать от набегов. В 1312 году египетские мамлюки вторглись в Макурию под предлогом невыполнения ею своих обязанностей и посадили на царство местную мусульманскую династию. С этого момента начинается история мусульманского Судана.
Христианство было вынуждено отходить на юг, спрятавшись за болотами Судда. Эта естественная граница положила конец арабизации и мусульманизации Судана.
На обломках Макурии возник султанат
Сеннар, основную роль в котором играла негроидная народность фунг, которая спасалась от войн с племенем шилук. Фунгийцы - вначале христиане - постепенно исламизировались и создали так называемый "черный султанат" - который тем не менее сохранял напряженные отношения с арабами. Современный Дарфур - это как раз остатки "черного султаната", который сопротивляется арабизированному северосуданскому большинству. Корни противостояния Дарфура и Северного Судана лежат именно здесь.
Южный Судан
Сказанное выше относится к истории Северного Судана. Юг страны до начала 19 века фактически был недоступен для колонизаторов-арабов, османов или белых. Всё те же практически непроходимые болота Судда ограничивали движение с севера, с восточного побережья ограничения накладывала мощная система Голубого Нила, экваториальный пояс непроходимых джунглей и сложный рельеф местности.
Поэтому выдавленные с севера христиане относительно мирно смешались с местными племенами, создав довольно пёструю этно-конфессиональную картину. "Относительно" - потому что, конечно же, без столкновений не обходилось и не могло обойтись. Весьма воинственное племя Южного Судана динка, то же племя шилук - никаких благорастворений в воздусях не наблюдалось, естественно.
Начавшиеся в середине 19 века попытки османского режима Мухаммеда Али продвинуть колонизацию Судана южнее системы болот Судда были относительно успешными, однако население Южного Судана стало воспринимать северных соседей как злейших врагов, упорно сопротивляясь как самой колонизации, так и исламизации своего региона. Собственно, поэтому ислам так и не сумел сколь-либо закрепиться на территории Южного Судана.
Всего на территории Южного Судана выделяются десять основных народностей и племен. Собственно, как раз сегодняшнее государственное устройство Южного Судана основано на административных границах штатов, которые определяют расселение этих национальных групп - все, кстати, негроидной расы.
Английская колонизация Египта и Северного Судана на время приостановила насильственное проникновение ислама в южные регионы Судана. Англичане провозгласили особую политику, разделив Судан на два административных района и занялись в основном северной частью, оставив южную на христианских миссионеров, которые были встречены значительно более благожелательно, чем арабы или османы. Был создан так называемый англо-египетский кондоминиум.
Распад Британской империи вызвал попытки англичан пересмотреть ситуацию, и вплоть до провозглашения независимости Судана начиная с 1947 были приняты различные правовые акты, которые передавали объединенный Судан под управление элиты Севера.
Безусловно, это неизбежно должно было вызвать напряженность между Югом и Севером, что в конечном итоге привело к восстанию 1955 года, которое продолжилось в виде гражданской войны продолжительностью в 17 лет. В 1972 году в Аддис-Абебе был заключен мир между Югом и Севером, однако он был непрочным плюс определенную роль стал играть и фактор Холодной войны, когда просоветский режим Эфиопии рассчитывал укрепить позиции как ведущей страны Восточной Африки, играя на противоречиях в прозападных настроениях части южных племенных вождей.
В конечном итоге мир был нарушен. В процессе гражданской войны Юг Судана сумел сконсолидировать позиции племенных вождей и интересы народностей Юга и создал вооруженную и - главное - политическую структуру. Первоначальное движение "Анья-нья" трансформировалось в Народно-освободительное движение Судана - SPLM/A. Силовым крылом его стала армия, известная как Sudan People's Liberation Army/Movement - SPLA/M
Эта же структура сегодня действует и в Дарфурском анклаве центральной части Северного Судана.
Лидер Юга - доктор
Джон Гаранг, выходец из племени динка - стал лидером новой - Второй - гражданской войны, которая началась в 1983 году. Эта война оказалась гораздо более упорной и тяжелой, тем не менее именно она привела к соглашению, по которому Северный Судан признал за Югом право на проведение референдума о независимости. Собственно говоря, ровно 6 лет назад Джон Гаранг стал вице-президентом Судана и главой автономии Южного Судана с полномочиями, которые должны были закончится тоже сегодня - 9 июля 2011 года после признания Северным Суданом итогов референдума.
Ни Север, ни Юг не сомневались в его итогах. Тем не менее, в 2005 году при невыясненных обстоятельствах вертолет Джона Гаранги потерпел крушение, а сам Гаранги погиб. Его преемником стал Салва Киир, также выходец из племени динка, католик. Именно он провёл всю подготовительную работу, проведение референдума и собственно создание структур независимого Южного Судана.
Об экономике, политике и влиянии различных государств на Север и Юг Судана - далее.
ПС.
Официальный Триполи сегодня признал независимость Южного Судана.