Захват голландского флота в Ден-Хелдере - военная операция французских войск по захвату голландского флота во время войны первой коалиции (1792-1797 г.г.) в Ден-Хелдере, Северная Голландия.
В феврале 1794 года, получив командование над французской Северной армией (до марта 1795), дивизионный генерал Шарль Пишегрю, разбив неприятельские войска, занял Западную Фландрию и в январе 1795 года вступил в Амстердам, решив остаться здесь на зиму. Пишегрю сообщили, что на якоре в Ден-Хелдере на побережье, омываемом водами Северного моря (примерно в восьмидесяти километрах к северу от Амстердама), стоит голландский флот. По причине чрезвычайно холодной зимы морское побережье покрыто льдом, и в результате суда, вероятно, не смогут отчалить от берега до тепла. Пишегрю поручил бригадному генералу Яну Виллему Винтеру во главе 8-го гусарского полка провести операцию по захвату голландского флота по льду моря.
Жан-Шарль Пишегрю (фр. Jean-Charles Pichegru, 16 февраля 1761, Ле-Планш-пре-Арбуа, Франш-Конте - 6 апреля 1804, Париж) - французский военный и политический деятель, дивизионный генерал. Участвовал в заговоре против Наполеона Бонапарта. Его имя высечено на Триумфальной арке, третьей колонне.
Генерал Шарль Пишегрю
Жан-Шарль Пишегрю родился в деревне Ле-Планш близ городка Арбуа, Франш-Конте. Происходил из крестьянской семьи, начальное образование получил в монастыре, окончил колледж 1780, затем был отправлен в Бриеннскую военную школу в Бриен-ле-Шато. В военной школе получил хорошее образование, стал репетитором по математике, в числе его учеников состоял Наполеон Бонапарт. В 1783 году он был зачислен канониром в 1 артиллерийский полк, вырос до сержанта, недолго участвовал в Американской революции, вернувшись, получил звание адъютанта.
В начале Французской революции в 1791 году Пишегрю был президентом клуба якобинцев в Безансоне. Затем, когда в город вошёл полк добровольцев из Гара, они выбрали его своим заместителем командира. Полк в 1792 году вошёл в состав Рейнской армии. В первых же боях проявились его решительность и мастерство маневрирования. С 1792 года Пишегрю работал в штабе.
Отличное состояние полка было замечено в армии, организаторские способности Пишегрю в штаб-квартире оценили и 22 августа 1793 года он становится бригадным генералом. В 1793 году Лазар Карно и Луи Антуан Сен-Жюст были отправлены искать генералов недворянского происхождения, которые бы хорошо себя зарекомендовали. Карно обнаружил Жан-Батиста Журдана, а Сен-Жюст открыл Луи Лазара Гоша и Пишегрю. Пишегрю стал 4 октября 1793 года дивизионным генералом и сначала стал командовать Верхнерейнской дивизией, а 27 октября получает под командование всю рейнскую армию. Он дисциплинировал распущенные войска, приучил их к малой войне и, не предпринимая решительных действий, утомлял неприятеля постоянными нападениями. Он атаковал коалиционные войска под командованием Дагоберта Зигмунда фон Вурмзера в сражении при Агно. В течение недель коалиционные силы в жестоких боях шаг за шагом были отброшены назад. Объединёнными усилиями с мозельской армией под командованием Гоша в битве под Фрешвиллером в декабре они заставили Вурмзера окончательно покинуть Эльзас. Во второй битве Вейсенбурге Пишегрю был подчинён Гошу, который показал себя тяжёлым начальником. Тем не менее, французы снова выиграли битву, вынудили Вурмзера перебраться на восточный берег Рейна, а прусскую армию отступить в Майнц. В декабре 1793 года, вероятно по доносам коллег, генерал Гош был арестован. Пишегрю становится командующим рейнско-мозельской армией. В феврале 1794 года он сменил Журдана, на посту командующего Северной армией до марта 1795 г. Войска Великобритании, республики Соединённых провинций и Габсбургской монархии занимали сильные позиции вдоль реки Самбра.
Пишегрю организовывает и проводит прекрасную кампанию по захвату Западной Фландрии. 7 июля входит в Антверпен, 20 января 1795 года - в Амстердам, бьёт врагов при Касселе, Кортрейке, Менене, захватывает Хертогенбос, Венло, Неймеген, пересекает по льду реку Ваал.
После захвата Амстердама Пишегрю посылает на Ден-Хелдер в заливе Зёйдерзе полк гусар, где тот захватывает голландский флот, замёрзший в заливе, при помощи кавалерийской атаки по льду. 14 февраля 1795 г. генерал входит в Гронинген, захватив тем самым все Нидерланды.
Захват флота кавалерией
Итак, бригадный генерал Ян Винтер был назначен командиром операции по штурму оппозиционного флота. Винтер прибыл в Ден-Хелдер в ночь на 23 января 1795 года. Каждый гусар привез на своем коне пехотинца из батальона 15-го полка линейной пехоты. Как и предполагалось, голландский флот стоял, вмёрзший в лёд.
Существует две версии событий, произошедших в заливе Зёйдерзе.
По версии французов, после тщательной подготовки, полковник 15-го гусарского полка Луи Жозеф Лаюр провёл кавалерийский штурм голландских кораблей. Приняв необходимые предосторожности, чтобы копыта лошадей не разбудили моряков, всадники, поддержанные пехотинцами, взяли корабли на абордаж без выстрелов и жертв с обеих сторон. В результате операции французская армия захватила 14 линейных кораблей с 850 орудиями, а также несколько торговых судов. Французы до сих пор гордятся тем, что в военной истории это был уникальный пример атаки флота кавалерией.
Командовавший захватом полковник Луи Жозеф Лаюр в письме от 1846 года, спустя 51 год после события, когда он был 79-летним стариком, писал:
«На рассвете я немедленно отбыл с ротой тиральеров (стрелков) и эскадроном гусар к дюнам... После всех необходимых предосторожностей типа обёртывания ног лошадей тканью, чтобы приглушить звук копыт, мы произвели нападение... Когда голландцы увидели нас, они начали приводить свои корабли в боеспособное состояние. Я послал тиральеров вперёд, и последовал за ними с частью своих сил... Лёд был крепким, голландские корабли были захвачены после того, как всадники окружили их... Флот был захвачен. Моряки приняли нас на борту с большой любезностью (de bonne grace) ».
Однако, линкор того времени - это арсенал из 60-90 орудий, а также 500-800 человек команды, имеющих, помимо тяжёлого вооружения, мушкеты, сабли, палаши, ручные гранаты и т. д. То есть одного окружения гусарам для захвата было явно недостаточно. При желании, обороняющиеся легко могли бы превратить атаку флота кавалерией в кровавую мясорубку. Так что-либо память подводит полковника, либо это попытка приукрасить собственный подвиг. Так что по другой, вероятно более близкой к реальности версии событий, никакой лихой кавалерийской атаки просто не было...
Почему же голландцы ничего не предприняли?
Двадцать первого января 1795 года бывший капитан и командующий голландским флотом Херман Рейнтэйс получил распоряжение от Государственного Совета, что французам не нужно оказывать сопротивление. В то же самое время, 21 января (или даже ранее), ему вручили какую-то депешу от бригадного генерала Яна Виллема де Винтера (кстати, бывшего голландского моряка), который по приказу генерала Пишегрю осуществлял общее командование силами, призванными нейтрализовать голландский флот. Логично предположить, что в депеше содержалось предложение флот не уничтожать. После чего Рейнтэйс с тяжёлым сердцем выполнил приказ и благополучно позволил кораблям вмерзнуть в лёд (тем самым фактически закончив войну между Францией и Голландией).
В результате оба командира, Рейнтэйс и Винтер, вероятно, вздохнули с облегчением, поскольку дело обошлось без кровопролития. Двадцать третьего января появились французские разъезды, 24-го на борту флагмана «Адмирал Пит Хейн» появился Лаюр, и далее была просто подписана капитуляция голландского флота. Эта версия косвенно подтверждается тем, что в Батавской республике Рейнтэйс стал сразу вице-адмиралом, то есть перепрыгнул через три звания (командор, шаутбенахт и контр-адмирал). Всё просто и обыденно, хотя и не так романтично.