Dec 18, 2010 13:01
Часто люди задают вопросы такого характера: "почему все "услуги" в храме платные? Мы машину освятить хотим-цена от 500 рублей. Я ничего плохого не говорю и не думаю, но мы сами по душевной воле бывает от 1000 пожертвования делаем".
Машина не освящается. Человек, хотящий путешествовать в ней, испрашивает у Бога благословения, что выражается в небольшом чине благословения (а не освящения) автомобиля, но опять же не автомобиль благословляется, а человек.
Чтобы понять, почему в храмах все платно, нужно сначала иметь понятие о церковной общине, что это такое, каков ее статус и т. д. Суть общины покажу на следующем примере, хотя и очень грубом.
Мы живем в садоводческом товариществе, в котором есть председатель, избранный нами и из нас. Он посвящает все свое время делам, проблемам и нуждам садового товарищества. За это он получает зарплату. Все расходы покрываются за счет взносов членов товарищества (кстати, численно установленных), а также целевых взносов на покупку всего необходимого (начиная от офисных принадлежностей до трансформатора). Каждый член товарищества имеет право голоса на собрании, участвует в решении проблем товарищества. В правлении также можно установить и "кружку" для пожертвований, куда каждый может внести свое пожертвование. Заметьте - пожертвование. Любой человек знает, в чем состоит разница между пожертвованием и стоимостью.
Так и в церковной общине. Председатель - это священник, члены товарищества - это прихожане, правление - приходской совет. У священника должна быть зарплата, приходской совет должен распоряжаться деньгами, а прихожане должны активно участвовать в жизни прихода. Но в этом-то и проблема, что полноценных (в полном смысле этого слова) общин практически нет. Основную массу людей в церкви составляют так называемые «захожане», которым нет дела до её жизни, а действительные прихожане тоже, по сути, не являются полноценными: сегодня они ходят в один храм, завтра в другой, послезавтра - в третий, а если они и прикреплены к одному приходу, то участие в делах не принимают. Священник предпочитает самостоятельно принимать все решения и распоряжаться деньгами. Если в каком-то городе и селе люди хотят организовать приход, то они должны содержать этот приход, включая, конечно же, и пастыря этого прихода. Единицы из священников и народа готовы претендовать на такие принципы устройства прихода. А именно так и должно быть. Природа существования Церкви диктует такие условия, при которых можно создать христианскую общину. В конце концов, устав РПЦ о приходах об этом четко говорит.
Проблема и в священниках и в народе. Первые не хотят воспитывать паству в духе общины, последние не чувствуют себя общиной в силу различных причин. И причин очень много, разбирать которые нет времени.
Те прихожане, которые сами создавали храм (либо из руин, либо совершенно новый), и чувствуют себя в этом храме полноправными участниками в жизни этого прихода. Но в основном картина такая: настоятель, бухгалтер и ревизионная комиссия являются единственными вершителями судеб прихода, а то и один только настоятель. Люди особо жертвовать не хотят (в силу многих, а также упомянутой мною причин), поэтому нужно поставить цены на «услуги» священника.
Одно из самых трагических явлений в Церкви - это профанация таинств. Крестят и венчают всех подряд. Достаточно объявить о своем намерении (мотивацией никто не интересуется) и заплатить (не могу применить термин пожертвование, т. к. в прейскуранте стоит четко обозначенная мзда) несколько сотен или тысяч рублей и ты уже член Церкви (вне её), ты уже христианин (ничего не знающий о Христе). С венчанием то же самое. Не исполняется заповедь Христа «идите и научите людей, крестя …». Научения нет, есть только привычные слова тетушки-свечницы - «700 рублей и два полотенца». Как сказал о. Андрей Кураев: «Церковь живет на деньги атеистов». Так оно и есть. Все крестятся, но что это такое, зачем это нужно, что с этим дальше делать никто не знает (за исключением постоянных прихожан, крестящих своих детей или внуков), а главное - в каком состоянии ты должен быть, дабы крещение не послужило тебе в осуждение по слову свт. Иоанна Златоуста: «Смотри, как бы лекарство (крещение) не стало для тебя язвой».
Таким людям (большинству) очень выгодно, чтобы в храме был прейскурант. Жалко отдавать лишние деньги на существование какого-то прихода, жизнью которого они не живут: так, свечку только зайти поставить, когда трудно будет. Но далеко не все такие и это радует.
В защиту установления цен на таинства часто приходится слышать аргумент: «Храму же нужно платить налоги, производить оплату за коммунальные услуги» и т. д. А где же вера в помощь Господа? Господь говорит своим ученикам: «Туне приясте, туне дадите». Даром получили, даром и давайте, не требуя мзды себе. Дали - дали, не дали, так не дали. Зарабатывайте чем хотите (почти во всех храмах происходит перепродажа литературы, вина, золота, серебра и т. д. и все без налогообложения), но только не дерзайте ставить цены на таинства Божии.
Также в защиту приводят слова из Священного Писания, где говорится о том, что священник достоин мзды своей. Но там не говорится о назначении самим священником этой мзды. Никто же не говорит о том, чтобы вообще не принимать благодарности от людей в виде денежной суммы. Принимать нужно, но вот определять эквивалент этой благодарности священник не имеет права. «Пусть человек обратиться ко мне в случае бедности и я покрещу или отпою бесплатно», говорит священник. Я знаю множество бедных людей, которые никогда не подойдут, и не будут плакаться о своем финансовом положении. Человеку просто неудобно это делать. Люди отложат совершение таинства до благоприятно-финансовых дней, либо продадут последнюю рубашку, чтобы достать эти деньги. Хотя бы ради этих людей нужно убрать прейскуранты. Мы даже придумали разные степени поминовения, которые, конечно же, зависят от суммы денег: заплатишь за «простую обедню» - не услышишь поминовения, заплатишь подороже за «заказную обедню» - помянут вслух, еще больше заплатишь - получишь «царскую обедню». Зачем это пустое и литургически необоснованное многообразие, зависящее от денежной суммы?
От множества людей приходится слышать такие слова: «Зачем эти унизительные цены на таинства, 500, 1000 руб.? Это как-то отталкивает. Наоборот, видя бескорыстность священника, мы вместо 500 рублей 5000 дадим». Наши знакомые поехали крестить своего сына в село, где служит мой знакомый батюшка, у которого четверо детей и старая шестерка. На их удивление в храме не было цен, и они пожертвовали 5000 рублей на храм. У них появилось уважение к священнику, а в его лице и ко всей Церкви. Авторитет священников в таких случаях только растет. Но их приятное удивление длилось не долго, т. к. через месяц они крестили племянника жены в центральном храме большого города, где с них потребовали «хорошую» мзду за крещение, а также понудили приобрести в их храме свечи, иконы, Евангелие и даже крестильную рубашку. Приход этот является одним из богатых приходов города и батюшка там явно не бедствует.
Это мой личный взгляд на ситуацию с «оплатой услуг». Не утверждаю свою правоту, а просто делюсь мыслями на этот счет. Буду благодарен за комментарии.
В связи с этой проблемой, глава РПЦ патриарх Алексий II также взывал к священникам, а спорить с патриархом …
«Сохраняется формализм и в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется "конвейерный метод", когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком - уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя. В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о Крещении.
Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.
Стремящимся к большим доходам следует помнить, что предварительное наставление, катехизация, даже с откладыванием совершения Таинства Крещения может принести больший доход в будущем. Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придет. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином...». (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).
Доклад Патриарха Алексия II на собрании духовенства московской епархии 15 декабря 2004 года:
"Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это отнюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграждением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.
А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием".
"Тарификация" - один из самых смущающих факторов для нецерковных людей."