Восточнославянская субкультура: механизм воспроизводства

Dec 06, 2007 21:46

Только что вернулся с заседания экспертного круглого стола "Ценности и нормы в процессе трансформаций в Беларуси и Украине", организованного региональным представительством Фонда им. Ф.Эберта в Украине и Беларуси. Получил огромное удовольствие и не только от того, что познакомился с приятными коллегами, но и от того, что услышал убедительные аргументы в пользу развиваемой в Украине концепции "универсального эпохального цикла".

В соответствии с этой концепцией процессы, протекающие в Украине и Беларуси, носят в целом "зеркальный" характер. (подробнее см. монографии: Суспільний розвиток від Різдва Христового = Social development AD. - К.: Парлам. изд-во, 2000. - С. 223-230. - (Серія: відкрита досл. концепція; Вип. 1). - Текст паралельно укр. та англ. мовами. - http://www.rada.gov.ua/LIBRARY/povni_text/Soc_Devel_2000.zip). Скажем, если Украина идет в целом по пути либерально-демократических реформ, то процессы в Беларуси во многом напоминают процессы-дежавю. Да и вызовы (угрозы), испытываемые на этом пути общественных преобразований, так же могут быть оценены в целом как "зеркальные" - в Украине сегодня мы имеем дело с предпосылками к авторитаризму (как временным политическим режимом, призванным решить задачу становления среднего класса) в то время, как в Беларуси заявляет о себе тенденция к "экономической либерализации", призванная как когда-то советский НЭП решить вполне определенную экономическую задачу.

Скажу, что наши колеги из Беларуси в этой части не очень-то и соглашались с моими доводами. Но ведь еще не вечер :-)

Другая идея, сформулированная на встрече, похоже, больше пришлась участникам обсуждения по вкусу. По крайней мере со стороны участников не прозвучало критики.

Суть идеи сводится к распределению функций (ответственности) украинской, русской и белорусской культур в едином, составляющем целостность, механизме воспроизводства восточнославянской субкультуры. Обозначу лишь схематично.

Беларусь.

Прежде всего замечу, что измеренные в 1992 г. коды входящих в восточнославянское субкультурное образование частей целого составляли следующие пропорции: украинская культура - 62:38, белорусская - 37:63, русская - 56:44. Сравнительный анализ этих данных подсказывает то, что мы имеем дело с субкультурным феноменом, в котором одна культура (белорусская) подобна встречному потоку, разделяет два однонаправленных культурных потока украинской и русской культур. Такая исторически сложившееся межкультурная диспозиция, собственно, и обеспечивает Беларуси одну из ключевых функций субкультурной целостности. Она подобна мембране, соединительной ткани (по Н.Рериху), механизму, гарантирующему сохранение социокультурной идентичности каждого из трех славянских народов.

Россия.

Относительно других двух культур (украинской и русской) можно отметить, что одна из них (русская культура) тяготеет к формату "симметрии", благодаря чему в ней исторически наиболее выражено традиционно "женское" начало, ответственное за сохранение рода (вида) - восточнославянской субкультуры. В то же время эта же качественная характеристика (симметиричность) обуславливает появление, становление и развитие у российской общности мощной идеи государственности, выходящей за рамки собственного народа. Вызревающая в лоне русской культуры идея государственности несёт в себе интенции ответственности прежде всего за судьбу входящих в восточнославянское субкультурное образование русского, украинского и белорусского народов.

Украина.

Определяемая медианным (тяготеющим к европейской асимметрии) кодом культуры миссия Украины  подобна мужскому гендеру. Социокультурная характеристика Украины наилучшим образом приспособлена выполнять функцию развития в системе трех восточнославянских культур. С началом трансформационных процессов Украина становится исторически ответственной за судьбу нынешних демократических преобразований не только в Украине, но и в России и Беларуси. Однако, выполняя свою субкультурную миссию Украина не должна забывать о "мембранной" специфике Беларуси. Иначе говоря, нужно помнить, что кратчайший путь из Киева в Москву лежит через Минск.

"Медианная" социокультурная специфика Украины делает ее привлекательной и для других европейских культур и государств, обеспечивая им эффективное взаимодействие со всеми тремя восточнославянскими национально-государственными образованиями. Посмотрев таким образом на нынешнюю ситуацию можно заметить, что именно через Украину наиболее эффективной становится сегодня апробация ключевых либерально-демократических идей и их распространение на всем пространстве восточнославянской субкультуры.

Есть еще одна гипотеза, строящаяся на "медианной" сущности как украинской, так и мировой культур. О "медианной"  схожести украинской и мировой культур свидетельствует следующая притча.

Щедро раздавая земные дары народам мира Господь не заметил и обделил Украину. Когда же это выяснилось ему ничего не оставалось, как дать Украине то, что он приберёг для себя. То, что Украина получила в дар от Господа трактуют по-разному. Прежде всего вспоминают о чернозёмных землях Украины (материальное измерение ценностей). Но ведь этой ценностью вполне может оказаться духовная ценность, выраженная в "медианном" коде культуры Украины?

Отсюда, "медианная" общность украинской и мировой культур делает Украину (в условиях глобализации трансформационных процессов) своеобразным индикатором состояния глобальных трансформаций в мире. Этим, собственно, только и можно более-менее убедительно объяснить широкий резонанс, который вызвала в мире происшедшая в конце 2004 г. в Украине "помаранчевая революция".

Это лишь некоторые штрихи гипотез, возникающих как следствие кодов культур трех восточнославянских народов - Украины, Беларуси и России.

Бєларусь, Росія, код, українська школа архетипіки, Афонін Е., Україна, східнослав'янська субкультура, культура

Previous post Next post
Up