Год назад, в декабре 2011 г., российский "Фонд общественного мнения" провел исследование "Секрет успеха". Представителям разных социальных слоев задали один и тот же вопрос: "В чем основные причины успеха?" В результате выяснилось, что пути к успеху видятся в различных социальных слоях по разному (
http://1bizz.ru/wp-content/uploads/2012/01/00049xdh-1.jpeg):
- Богатые люди: 1) упорный труд (38%); 2) хорошее образование, высокая квалификация (28%); 3) предприимчивости и смелости (27%)
- Средний достаток: 1) хорошее образование, высокая квалификация (33%); 2) связи с нужными людьми (32%); 3) упорный труд (27%)
- Бедные люди: 1) связи с нужными людьми (39%); 2) ловкость, хитрость, умение обмануть (32%); 3) Наличие первоначального капитала (27%)
ЗЫ: хотел бы обратить внимание лишь на то обстоятельство, что мотивация богатых - это всецело суть проявления личности-интроверта (доминирующего психотипа будущего постмодерного общества), а мотивация бедных, наоборот, - проявления личности-экстраверта (доминирующего психотипа уходящего с исторической арены модерного общества). Очевидно, в этом и кроется загадка того, что весь транзитивный период в постсоветских странах остается весьма высоким показатель "психологической готовности людей к решению своих личных проблем за счет другого". В Украине, например, этот показатель (по данным Института социологии НАН Украины) весь период независимости находился на уровне около 3/4.
На основании данных ФОМ, кажется, достаточно обоснованной и логика преодоления ключевой проблемы демократического транзита ("злоупотребления личностной свободой") которая состоит в обеспечении материального благосостояния основной части общества. Понятно и то, что решение именно этой задачи стало ключевым элементом "Нового курса" американского президента Ф. Рузвельта. Успешное решение этой задачи в США в период "великой депрессии" (1029-1933) дали основание Бжезинскому старшему заявить в прошлом году на вручении ему премии им. А. де Токвиля, что мудрость американского народа состояла в том, что он сумел поставить впереди своего эго уважение к другому.