Краудфандинг: зачем он нужен? Как провести успешную кампанию?

Feb 04, 2014 00:49



Если вы слышали новомодный термин «краудфандинг» - загляните под кат, расскажем, что это такое. Если вы прекрасно все знаете и планируете запустить собственный проект - загляните под кат, дадим советы, как все сделать правильно.

Что такое краудфандинг и зачем он нужен?

Краудфандинг - дословно это «народное финансирование». Название - уже устоявшийся англицизм, образовано от словосочетания сrowd - «толпа», funding - «финансирование». Представляет собой коллективное сотрудничество людей («бекеров»), которые добровольно спонсируют проект других людей или организаций.

Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, воплощение творческих проектов, издание книг или настольных игр.

Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена подробная смета всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.

Краудфандинг очень и очень полезен - с его помощью увидели свет многие смелые проекты, обделенные вниманием опасливых издателей-толстосумов. Про успешные российские проекты на западных площадках можно почитать вот здесь. А про интересные проекты настольных игр - здесь.

Основные площадки краудфандинга:
Кикстартер - основная американская площадка и главный популяризатор краудфандинга.
Индигого - основная европейская площадка.
Стим Гринлайт - главная площадка для продвижения инди-видеоигр.
Бумстартер и Планета.ру - главные российские площадки.

О краудфандинге:
Краудкульт - познавательный сайт с лекциями.
crowdfunding-ru - сообщество в ЖЖ, посвященное краудфандингу.

Зарубежный и отечественный краудфандинг, как выбрать?


При подготовке запуска кампании самое важное это:
а) Экономическая модель. Нужно уметь хорошо считать. Тираж стоит заложить с запасом, в расчете еще и на реализацию через специализированные (настольные) магазины.
б) Общение со СМИ, чтоб они привели вам аудиторию.
в) Общение с «бекерами», чтобы они вас поддержали.
г) Логистика доставки.

Если вы запускаете кампанию в России, то знайте, что:
- Нужно приводить свою аудиторию со стороны, не рассчитывайте на постоянных посетителей сайта.
- Четко объяснять, зачем нужны деньги.
- Не бояться критики (а ее от российской аудитории будет много).

Если вы запускаете проект на заграничной площадке, то знайте, что:
- Вам понадобится человек с гражданством той страны.
- Принято делать доставку бесплатной, вшивая её в цену.
- Хорошо поможет кросс-реклама (рекомендация) в другом успешном проекте на той же площадке.

Подробнее о запуске кампании на Кикстартере расскажет Иван Карманов, эксперт «Мира Хобби»:

http://crowdfunding-ru.livejournal.com/7838.html

И в статье РАЗЛИЧИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ КРАУД-ПРОЕКТА В РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ.

15 советов о том, как провести свою кампанию правильно


НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Детальный план
1) Подробно расписать свою кампанию по всем подробностям - даты обновлений, площадки для дополнительной рекламы. Шпаргалка и еще одна.

2) Знать типы «бекеров» и учесть это в системе наград, чтоб привлечь их всех. Отличная классификация пользователей от Анти Данилевского здесь.

3) Не надо много дорогих вознаграждений, надо много дешевых. Вознаграждения должны идти с небольшим шагом.

4) У платежных систем есть подводные грабли. Изучите их. Например чтобы через PayPal получать деньги для физ.лица - нужно заключать отдельное соглашение.

5) Нанять отдельного человека, который будет делать опросы и приглашения во вконтакте. На примере этой кампании вы заплатите человеку на фуллтайме за 1 месяц 30 тысяч, а он принесет вам аудиторию на 90 тысяч рублей.

6) Платной рекламы у рекламных агентств делать не надо. Это неэффективно. Покупка баннеров - тоже. Надо напрямую работать с аудиторией.

7) Будьте честны до конца. Если будете кривить душой - это скорее всего распознают. Подорванное доверие может подорвать и вашу кампанию. Есть сложности - не стесняйтесь говорить о них честно. Успешное решение проблем, возникших в процессе кампании даст вам дополнительные очки в глазах аудитории.

Красивое оформление
8) Весь проект надо делать стильно - одна гамма картинок, качественный ролик, единый визуальный ряд (например футболки у ведущих).

9) Подготовить хороший промо-ролик на ютубе. Хороший ролик с обращением - это очень важно.

10) Нужно родумать фишку вашего проекта. Такую, которая могла бы стать инфоповодом. Например, когда Иван Хафизов собирает 1.000.000 рублей на фотографии наличников http://nalichniki.com/ - это удивляет и об этом хочется рассказать.

Инструкции для пользователей
11) Заменить логотип своего сайта на логотип с подписью "Поддержи наш проект (ссылка)".

12) Обязательно надо разместить на своей стороне наиподробнейшие инструкции о том, как перевести деньги через платежные системы на ваш проект. Технические сложности отбивают часть аудитории.

ВО ВРЕМЯ КАМПАНИИ
13) Не надо размещать весь пиар-материал сразу, приберегите для постоянных обновлений в течение кампании. Помогают публикации на популярных сайтах типа adme, яплакал, пикабу.

14) Лучшее время для запуска и крупных апдейтов - вечер воскресенья, понедельник и вторник. Кроме того, наибольшую активность надо проявлять в дни зарплаты.

15) Нужно постоянно работать с аудиторией, общаться с каждым, молниеносно отвечать на все вопросы. Будьте очень терпеливы в общении с аудиторией. Это очень важно. Категорически нельзя отвечать в духе "читайте об этом в FAQ".



Все рекомендации составлены на основе докладов участников конференции СrowdСult, которую я посетил в декабре. Спасибо организаторам!
А вам, дорогие читатели - больше успешных проектов!

#лекции и мастер-классы, игры, #конференции, итоги, #отчеты, образование

Previous post Next post
Up