Новый сезон в Театре Наций ознаменовался премьерным спектаклем белорусского драматурга с провокационным названием «Три дня в аду».
Премьера состоялась 12 сентября и теперь спектакль можно увидеть на Малой сцене Театра Наций.
Режиссёр спектакля Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина работают только с современной драматургией и создают для неё особый язык, расширяя представления о театральном искусстве. Их творческий дуэт был отмечен специальной премией жюри драматического театра на фестивале «Золотая маска».
Белорусский автор Павел Пряжко отказывается от сюжета, диалогов и других канонов драматургии, чтобы найти свой язык, который описывал бы заурядное и повседневное. В пьесе «Три дня в аду» нет ничего, кроме описаний-ремарок, соединяющихся в одну большую экспозицию. Это будни большого города в бывшем СССР, жизнь в котором небогата событиями и скорее похожа на выживание. Или на бесконечное ожидание: отпуска, зарплаты, покупки нового мобильного телефона на накопленные деньги, или очереди на квартиру, в которой многие стоят с 88 года прошлого века.
«Я хотел написать текст про то, как плохое планирование, плохая экономика уродует жизнь людей», ‑ рассказывает драматург.
Раньше Пряжко избегал прямого высказывания о своей стране и обществе, и в первый раз решился так подробно заговорить об этом, но авторы спектакля по его новой пьесе Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина не делают акцент на этих социальных проблемах. «Три дня в аду» в Театре Наций трудно назвать постановкой пьесы: текст Павла Пряжко скорее становится частью тотальной инсталляции, которая втягивает в себя и зрителей. Сохраняя полностью текст пьесы, авторы спектакля создают условия, в которых каждый зритель вынужден по-своему интерпретировать то, что происходит вокруг него в течение спектакля.
Публика, при входе в зал, делится на три группы, каждую группу размещают в палатке наподобие тех, в которых живут больные на принудительном лечении под Минском, ‑ о нечеловеческих условиях лечебно-трудового профилактория упоминается в тексте пьесы Пряжко. Но Волкострелов и Перетрухина придумали это пространство, не только исходя из текста. По замыслу, действие, которое видят люди в одной палатке, ускользает от остальных, и каждый из зрителей смотрит только один вариант спектакля из трёх возможных. Режиссёр часто использует этот приём: в оперной постановке «Три четыре» (опера Бориса Филановского на слова Льва Рубинштейна) и в «Танце Дели» (по пьесе Ивана Вырыпаева) он распределяет публику по двум залам, так, что за происходящим в соседнем помещении можно наблюдать только в видеотрансляции; в b>«Shoot-Get Treasure-Repeat» (постановка цикла пьес Марка Равенхилла) каждые полчаса в музейных пространствах представляют по два эпизода, и посетители вольны сами составлять маршрут (полный осмотр этого «музея 16 пьес», как обозначает проект сам режиссёр, занимает 8 часов). Все эти спектакли Волкострелова предполагают несколько ракурсов, и случайный выбор публики играет в них ту же роль, что и
профессиональный монтаж в кино.
По словам самого режиссёра, спектакль «Три дня в аду» будет состоять из независимых, самодостаточных фрагментов, пьеса прозвучит в аудиозаписи (в создании фонограммы участвовали актеры Игорь Гордин, Дарья Екамасова, Арина Маракулина, Юлия Волкова и др.). Актёры, существующие в пространстве спектакля - Александр Усердин, Павел Чинарёв, не изображают персонажей. Их сценическое существование сводится к выполнению простых физических действий. И лишь в голове у зрителя это должно связаться в спектакль.Пожалуй, только в галереях современного искусства и в видеоиграх всё, что видит зритель, столь очевидно зависит от его собственных действий и передвижений. Он - высшая инстанция, и только благодаря ему элементы искусства соединяются в целое: на этом зиждется современное искусство и весь театр Волкострелова. Так будет существовать и «Три дня в аду»;.
Актеры:
Александр Усердин
Павел Чинарев
Страница спектакля на сайте Театра НацийЗаказ билетов
на сайте и по телефону +7 (495) 629-37-39