Текст Анатолия Сорокина
В качестве небольшого дополнения к предыдущей заметке про лёгкий танк Т-60.
В битве за Москву, помимо лёгкого танка Т-60, состоялся неофициальный дебют ещё одного очень известного советского образца вооружения - 76-мм пушки ЗИС-3. Да, пока не дивизионной, не «обр. 1942 г.», с коробчатыми станинами.
О предшествовавших тому и после событиях написано немало, здесь же сделаем особый акцент на том, что «незаконные» пушки вместо требуемых штатных УСВ прибыли на фронт весьма вовремя, когда там особо остро ощущалась нехватка любых орудий. А поскольку металла и человеко-часов на постройку ЗИС-3 требовалось значительно меньше по сравнению с УСВ, то в условиях ограниченности материальных ресурсов и отпущенного на их постройку времени (плюс подготовка расчётов) первыми удалось прикрыть больше дыр на фронте, чем последними. Таким образом, пушки ЗИС-3, вместе с другим участвовавшим в битве за Москву советским оружием, предотвратили катастрофу и привели к победе в ней СССР, что решило ход всей Второй Мировой войны (причём не только на европейском театре боевых действий). Т. е. эти системы были одним из условий в логической цепочке:
По русски:
победа в битве за Москву есть участие в тамошних боях Т-60 И участие в них ЗИС-3 И прочие способствовавшие тому факторы.
где И - не только союз в грамматике, но и выражаемая им операция логического сложения или конъюнкция.
По РНР-шному:
$победа_в_битве_за_Москву = $участие_там_Т60 && $участие_там_ЗИС3 && $прочие_факторы;
где && - та самая операция конъюнкции применительно к логическому типу переменных в С-подобных алгоритмических языках программирования.
То есть и участие в битве за Москву лёгкого танка Т-60 и 76-мм пушки ЗИС-3 являются необходимыми условиями для победы СССР в ней. Кстати, в литературе (например в справочнике советского наземного оружия В. Н. Шункова) встречаются упоминания о том, что уже в блокадном Ленинграде было изготовлено несколько сотен 76-мм полковых пушек обр. 1927 г. и на самолётах отправлено под Москву. Пока документального подтверждения тому не встречал, но если это было действительно так, то и «полковушка» с честью присоединяется к числу образцов вооружения, определивших ход Второй мировой войны в самой критической точке для нас (и не только для нас). Ибо практически всё было завязано на то, устоит ли Москва (и СССР в целом) в том сражении.
Попутно ещё несколько ремарок про ЗИС-3:
1) В. Г. Грабин вместе с другими сотрудниками горьковского завода №92 реально сделали шедевр именно в плане технологии изготовления: войскам требовалось очень много таких пушек - и они их получили, причём их производство помимо предприятия-разработчика было налажено ещё в нескольких местах, например на Воткинском заводе №235.
2) На момент создания ТТХ ЗИС-3 полностью удовлетворяли действующую армию и в полевой, и в противотанковой ипостаси. Когда орудие создавали, было не до жиру, быть бы живу, да и разведка с аналитиками ничего не говорили о скором усилении бронирования вражеской БТВТ. Первый звонок в этом плане вообще прозвучал только в апреле 1942 года с модификацией F StuG.III (который наши аналитики, согласно М. Н. Свирину, проспали), а уж массово устойчивые к огню ЗИС-3 во фронтальном секторе германские танки и самоходки появились в вермахте к Курской битве, причём даже Pz.IV Ausf.H таковым не являлся с его 50-мм лбом башни.
3) Обучиться обращению с орудием очень легко: в бытность рядовым на сборах автору проходивший мимо сержант-срочник на мемориальной пушке менее чем за пять минут показал, как зарядить/разрядить орудие. И с прицелом у ЗИС-3 всё просто и доходчиво, это не Ф-22 и не УСВ с их стрелками и раздельной наводкой. Т. е. в критических условиях подготовить расчёт даже из малограмотных людей можно очень быстро. Это было очень полезно: пехотинцы часто сами вставали к орудиям, когда их штатная обслуга выбывала из боя.
И так можно продолжать ещё долго, но главное уже сказано.