О-ля-ля, эти французы!

Jun 06, 2015 01:36

В связи с торжественной выкаткой 2 июня французской фирмой «Дассо» нового бизнес-джета «Фалкон» 5Х журнал «Флайт» сделал выборку 10 самых удачных, по их мнению, послевоенных французских самолетов.

1. Сюд-Авиасьон «Каравелла»


Сейчас первый полет 27 мая 1955 г. французской «Каравеллы» - предшественника бестселлера А320 - воспринимается с двойственными чувствами. С одной стороны «Каравелле» не удалось достигнуть того коммерческого успеха, который имели появившиеся позже Боинг 727 и Дуглас DC-9, но именно она заложила будущий взлет европейского авиационного консорциума. «Каравелла» стала первым региональным пассажирским самолетом без привычных винтов и с двигателями в хвостовой части фюзеляжа, а не в крыле или под крылом. Ее успех стал толчком к развитию французского гражданского самолетостроения.


2. Аэроспиталь (Сюд-Авиасьон) «Пума»


Вертолет Сюд «Пума», появившийся в 1968 г., со взлетным весом 7 тонн продвигался на европейском рынке как тяжелый. Вертолет имел успех в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америке как в военном, так и в гражданском варианте. Его успех побудил в 1975 г. продолжить линию «Супер Пумой» взлетным весом 9 т.

3. Моран-Сольне MS.760 «Париж»


История бизнес-джетов парадоксальным образом обязана французскому военному учебно-тренировочному самолету MS.760, а именно предложению использовать этот реактивный самолет для «деловых» людей вместо привычных тогда винтовых машин. В конце 1950-х годов в содружестве с американской фирмой «Бич» французы безуспешно предлагали самолет для срочных перелетов «по делам», но сама идея задела. В 1963 г. известный авиационный специалист Билл Лир воплотил ее, переоборудовав швейцарский истребитель Р.16 в бизнес-джет «Лирджет-23»...

4. Дассо «Ураган»


Немецкая оккупация Франции заметно отбросила развитие ее авиации по сравнению с конкурентами из США, Англии и Германии. Нужно было нагонять. Чтобы ввести Францию в клуб стран, способных строить реактивные истребители со стреловидны крылом, Дассо спроектировал свой «Ураган». Хоть «первый блин» и не стал заметным явлением в мировой авиации, но позволил восстановить во Франции производство современных боевых самолетов и  стать трамплином к знаменитым истребителям Дассо: «Мистер», «Мираж» и «Рафаль».

5. Фуга «Маджистер»


Двухместный учебный самолет с характерным V-образным оперением, ставший узнаваемым по многочисленным выступлениям пилотажной группы «Патруль де Франс», практически всегда входит в «топ-лист» самых удачных послевоенных французских самолетов. «Маджистер» стал первым реактивным учебным самолетом для ВВС многих стран мира, и, хотя «Патруль де Франс» давно «пересел» на «Альфа-Джеты», в составе ВВС Камеруна до сих пор числятся шесть учебных «олдтаймеров».

6. Дассо «Мираж» IV


Несмотря на общее имя с семейством реактивных истребителей-«дельт» Дассо, этот бомбардировщик заметно отличался от них. «Мираж» IV стал одним из становых хребтов ядерной триады Франции в течение трех десятилетий, самых бурных периодов в её послевоенной истории. Покоя они не знали... (Выход  Франции из НАТО, провозглашение «Оборона по всем направлением» - для проведения независимой политики Великой Державы требовались полноценные ядерные силы, пока «первая оранжевая революция» 1968 г. не привела к отставке д’Голя...) Оснащенный двумя двигателями Снекма «Атар» бомбардировщик «Мираж» IV мог разгонятся до скорости М=2,2 и подниматься на 20 км, с атомными бомбами AN-11 и AN-22 радиус действия достигал 1250 км.

7. Дассо «Фалкон» 7Х


Разработка самолетов «бизнес»-класса известным производителем истребителей имеет свои преимущества: так как «Дассо» одной из первых использовала систему дистанционного управления на истребителе «Мираж» 2000, эту же технологию фирма использовала впервые и для трехмоторного бизнес-джета «Фалкон» 7Х. Самолет с авионикой Хониуэлл «Примус Эпик» и двигателями   Пратт-Уитни-Канада PW307A стал лидером в элитном клубе «межконтинентальных»  бизнес-джетов.

8. Дассо «Рафаль»


Длительная разработка «Рафаля» чем-то напоминает выдержку пыльной бутылки вина в каком-нибудь подвале Дассо-шато: самолет был задуман еще в 1970-е и  только через 14 лет после поступления на вооружение впервые получил экспортные контракты сразу от Египта, Катара и Индии. Сейчас, оснащаемый локатором с АФАР и электронно-оптическим поисковым комплексом, многоцелевой истребитель ВВС и флота Франции приобретает особую ценность для зарубежных заказчиков.

9. Бреге «Атлантик»


Задачи для патрульно-противолодочного самолета сложны и многоплановы: бомбардировщик и охотник за подводными лодками в военное время, патрульный и поисковый самолет в мирное. Самолет должен нести солидную целевую нагрузку, иметь большую продолжительность полета и хорошую маневренность на малых высотах (все укоризненно посмотрели на Боинг Р-8 «Посейдон» :-) . Этим задачам полностью отвечал созданный в 1960-е Бреге «Атлантик», и выпускавшийся позже «Дассо» его вариант - «Аталаник»-2, созданные в том же классе, что и Локхид Р-3 «Орион».

10. SOCATA «Ралли»


На заре авиации Раймонд Сольне проектировал самолет «Бреге» XI, впервые перелетевший Ла-Манш. Основанная им фирма «Моран-Сольне» позже были переименована в SOCATA (французская компания по производству деловых и туристических самолетов), а сейчас носит название «Даер», которая выпускает самолеты «общего назначения» с поршневыми и ТВД-двигателями. Однако их история начиналась с самолета Моран-Сольне MS.880A, позже переименованный SOCATA «Ралли». До 1982 г. было построено свыше 3000 этих четырехместных самолетов с поршневыми двигателями, ставшие летной партой и первым опытом работы для многих инженеров и пилотов будущих «Даера» и «Эрбаса».

PS. Несколько странно, что в это подбор английского журнала не вошли несколько действительно знаковых самолетов и вертолетов, устойчиво ассоциирующихся с французской авиапромышленностью...

Дассо «Мираж» III


В сильно модернизированном виде "Миражи" III летают до сих пор

Почему этот самолет не вошел в список? Может по тому, что англичане считают, что он создан на основе британского Фейри FD-1? Да, он был толчком для серии «Мираж», но именно французы придали его крылу крутку, обеспечив те самые высокие летные характеристики. Именно французы представили на мировой рынок вооружения истребитель с мощным локатором, ИЛС и всепогодными ракетами средней дальности, что придавало истребителю несравнимую с главными конкурентами - МиГ-21 и F-104 «Старфайтером» универсальность применения...

Дассо «Этендер» IV/«Супер Этендер»


Почему этот самолет не вспомнили англичане? Больно? Однако в 1980-х это название в сочетании с «экзосе» звучало и было очень популярно у военных и авиационных специалистов. Впервые небольшой штурмовик показал, что может одиночный самолет, вооруженный современной управляемой ракетой. Стало совершенно ясно, что проведение любой крупной боевой операции на море без поддержки авиационной группировки и современными самолетами ДРЛО - смерти подобно. Потом, правда, был в 1984 г. удар по зубам в Ливане, который французы и американцы, похоже, семейству Асадов простить не могут...

SNCASE «Алуэтт» II/III


Эти легкие вертолеты впервые получили турбовальные реактивные двигатели, что определило качественный рывок в вертолетостроении. Лицензию приобрели даже в США. Вертолеты закупили почти 100 стран! Одной из моделей - «Лама» - принадлежит мировой рекорд высоты полета для вертолетов. Всего было выпущено более 2700  «алуэттов», которые эксплуатируются в отдельных странах до сих пор, а их наследники, типа «Ламы/Читак» будут летать еще долго.

Рафаль, Пума, Дассо, Мираж, Моран-Сольнье

Previous post Next post
Up