Стало известно, что катастрофа 9 мая евротранспортника А400М была вызвана ошибкой в новом матобеспечении управления силовой установкой. То, что это произошло именно на втором транспортном самолете для Турции, не удивительно - первый свой А400М турки отказывалась забирать полгода, потому что им фактически предлагали обычный коммерческий грузовой «извозчик», а не военно-транспортный самолет. А400М тогда фактически умел только летать с «генеральным грузом». Ни бросать грузы с парашютом, ни совершать взлеты-посадки по «боевой», крутой глиссаде, ни проводить дозаправку в воздухе, ни защищаться от зенитных ракет А400М тогда не мог. Поэтому требовалось срочно доработать ПО самолета для использования его на «боевых режимах», в том числе и для силовой установки.
Ситуация осложняется тем, что «логика» управления двигателями взята от гражданских самолетов «Эрбаса»: сколько ни дави на РУД, оборотами двигателей там управляем кусок кремния в зависимости от режима полета. На желания пилотов ему плевать. В случае возникновения внештатной ситуации убедить «кремниевого бортинженера» прибавить/убавить обороты не получится. Это уже стало причиной нескольких катастроф гражданских «эрбасов», например, в случае обледенения трубки ПВД... Кстати, в обсуждении катастрофы А400М было предложение установить на самолет «большую красную кнопку», отключающую «электронную логику» управления и включающую режим «простого самолета» (именно в таком режиме из-за неготовности ПО начинали недавно испытания пассажирского Бомбардье CS100)...
А лучше всего высказался о программе А400М генеральный директор «Эрбас» - фриц Том Эндерс: «Многонациональные программы стали «ужас-ужас» («the horror, the horror»)... и я полон решимости по крайней мере, для моей компании, чтобы ни когда-либо снова не вляпаться в такую программу [как А400]... В таких программах пересекается слишком много национальных интересов и, конечно, слишком много разных подходов». Кстати, 1 декабря 2014 г. программа А400М достигла интересного рубежа: в случае невыполнения всех условий технического задания участники консорциума могут отказаться от самолета и потребовать от «Эрбаса» все деньги назад. Вряд ли это, правда, будет: и транспортник европейцам нужен и "валить" "Эрбас", как "общеевропейское достижение" никто не позволит... Мыши будут плакать, давиться и жрать кактус!
А ведь все так благостно начиналось: предлагалось «восточное сотрудничество», всего-то надо было купить советский проект Ан-70 и не париться. Такое предложение серьезно рассматривалось, и весь Ан-70 был изучен до последней заклепки. Собственно сходство самолетов намекает. Нет, решили «пойти по своему пути»! Помнится, тогда во всю это решение европейцев даже у нас поддерживали: «Зачем им старые советские технологии - весь этот клёпанный люминь? Европейцы будут использовать современные технологии: композиты, мощную «умную» электронику и все такое»! Забавно это вспоминать... Сейчас, кстати, японцы делают свой транспортник С-2 в формфакторе А400М. Первое, что сделали японцы при проектировании С-2 - отказались от композитов. «Японцы, Карл! Которые стаю собак съели на композитах, которые делают большинство композитных деталей для «Дримлайнера» и «Трех топоров»! Отказались, Карл, от композитов, на транспортном С-2!» В результате, кстати, среди разных бонусов цена С-2 снизилась на 30%. Пустячок...
А пока А400М во всю летает на авиасалонах, блестя титановыми заплатами на растрескавшемся крыле: «Заходите к нам на огонек, не пожалеете»! Нет, пожалеете, пока «менагеры» таких проектов вместо «золотых парашютов» не будут получать должность золотаря на клюквенных плантациях! Всех касается.