Точка (извините, матом) бифуркации в истории воздушных войн

Oct 30, 2023 00:14

Недавнее сообщение об уничтожении в один день сразу 7 свинолюфтваффевских МиГ-29 (причем средствами ПВО!) и заявление третьего дня Министра о том, что «новым комплексом» сбито аж 24 самолета швайнехудов в течение пяти дней (а до 35 ЛА за месяц), явно намекнули на точку перелома в воздушной войне. И не только на окраине.


Формально развитие авиационных средств поражении и средств ПВО после Второй мировой войны долго шло линейно с небольшими ступеньками в виде принятия на вооружение тех или иных новых систем и самолетов. Одним таким хоть и громким, но небольшим качественным скачком стало применение ракетных комплексов ПВО во Вьетнаме - в первую очередь ЗРК С-75.



Редкий кадр сброса "разгонника" с ракеты ЗРК С-75 (обычно в фильмах и книгах рисуют, что ракета В-750 летит к цели вместо с ним :-)

Его дебют в виде залпа одного ракетного дивизиона хоть и заметили, но серьезного мгновенного перелома в характере воздушной войны во Вьетнаме он не привнес. Пиндосы имели время и возможности ответить - РЭБ, РТР, «Шрайк», «Дикая ласка» и т.д. Но главное, стал уход на малые высоты - Земля-то круглая, и горизонт никто не отменял. Разработчик тактики боевого применения отечественных истребителей-бомбардировщиков, известный летчик-испытатель И. Качоровский говорил в те времена, что на малой высоте он на своем Су-7 прорвется к цели, несмотря ни на какие зенитные ракеты… Уход американской авиации на малые высоты вьетнамцы встретили огнем автоматов, и пиндосам еще повезло, что не дошло до «шилок», хотя было близко…


Но все это еще было в стиле Второй мировой /Корейской войн…

Реальная точка перелома настала ровно 50 лет назад с началом «Октябрьской» арабо-израильской войны в воздухе над Синайским каналом и Голанами. Израильские пилоты уже привыкли, что знакомые им ракеты комплексов С-75 и С-125 летят к цели по прямо - так как имели командную систему управления. Нужно было только дождаться подходящего момента, когда можно было сделать противоракетный маневр. Однако ракеты армейского ЗРК «Куб/Квадрат» летели вверх на горку - полуактивная система самонаведения позволяла отказаться от метода «трех точек». Набрав высоту, ракеты «Куба» атаковали самолеты сверху, используя запас энергетики и соответственно большую маневренность. Промежутки «шестеренок» между комплексами прикрывали ПЗРК «Стрелы-2» и «Шилки»/ЗСУ-23 «Мухобойки»…


ЗРК "Куб" - локатор управления стрельбой и пусковая установки

В результате в течение трех недель боев израильская авиация потеряла только американских самолетов более 300 - сбитых и поврежденных. За время конфликта пробить воздушный «зонтик» над линий фронта арабов Израилю не удалось. Неслучайно таки Меер проговорилась, что было потеряно до 85% израильской авиации… Результат реально шокировал западный авиационный истеблишмент (тьфу на него). И если американцы еще могли «что-то сделать», имея большую пробивную массу авиации, парк самолетов РЭБ и РТР и опыт Вьетнама (впрочем в Ливане в 1983 г и им досталось), то для западноевропейских ВВС с их парком «жалкого подобия левой руки джи-ай» перспективы рисовались достаточно грустные…

Мозговой штурм западных аналитиков выдал спасительную идею - концепцию «стендоффвепонс» (Standoff Weapon), то есть создание авиационных средств поражения, которые можно было применять за пределами средств ПВО противника. В эту группу входили как ракеты, так и свободнопадающие бомбы и кассеты - благо на большой скорости их можно было забросить далеко. Такая вот «удаленная работа»… За дело взялись очень рьяно практически все, у кого был какой-то авиапром. Проектов было море. Но большинство из них не помнит даже интернет - все эти «астры», «моби дики» и т.п. сгинули, так и не поступив на вооружение. Задача для того уровня оказалась неподъемной. Формально проблема разбивалась на две: как найти цель, если она «за горизонтом» и как навести на нее ракету. По первому вопросу чисто формально можно было использовать космическую и авиационную разведку, но из-за скорости получения информации дело ограничивалось поражением только стационарных объектов - «будем считать условно, что это аэродром»! Вторая проблема решалась использованием инерциальной системы наведения. Но такая система, если нужно было держать цель более 20 с, получалась очень дорогой - как на хорошем самолете. Да и точность все равно была низкой. Поэтому сошлись на том, что боевая часть будет кассетной - чтобы как-то компенсировать ожидаемый промах.

В результате из первого поколения «стендоффвепонс» реальный выход получили только упоротые французы с бомбовой кассетой «Апаш». О том, что это было за «поделие», говорит тот факт, что во время войны в Ливии французы так и не смогли их применить: ракеты на хранении стухли, а экипажи не имели опыта их применения - слишком дорогую игрушку на учения и контрольные испытания просто не давали!

«С другой стороны» железного занавеса первый опыт применения «стендоффвепонс» был во время ирако-иранской войны - разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ на скорости М=3 и высоте полета 20 км могли забросить бомбу на 60 км. Это позволяло бомбить крупные цели типа завода/нефтяной терминал, не входя в зону действия ПВО.

Реальный толчок эволюции средств поражения произошел с появлением спутниковой навигации - относительно недорогих, а потом дешевых системыGPS/ГЛОНАСС. Впервые на «стендоффвепонс» они появились на американских AGM-154 - сначала это был аналог французских «апашей» с кассетным снаряжением, но установка на нее GPS позволило использовать уже проникающие и фугасные БЧ для поражения точечных целей. Впервые такие AGM-154 применили против Ирака в 1998 г. (пиндосы использовали «иракский полигон» для отработки воздушной войны вплоть до агрессии в 2003 г.).

Очередной перелом в точке «бифуркации» произошел во время агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., которая стала, типа, «чисто воздушной войной» с массовым применения управляемого оружия в том числе «стендоффвепонс». Потом был Афган и Ирак - наступил, типа, «переворот» как в воздушных войнах, так и в «войнах» вообще.

С началом СВО война в воздухе приобрела довольно специфические формы: русская армия играла в сценарий, принятый еще с дагестанской кампании 1999-2000 гг. - с минимизацией возможных потерь и «мочением в сортире» (максимального применения средств поражения - артиллерии и авиации). Соответственно ВКС России старались действовать максимально осторожно, стараясь избежать потерь, а швайнехунды аналогично - по банальной причине успешного разбазаривания за время «незалежности» летного парка свиноВВС. Тактика была времен первых ЗРК - подход к линии фронта ниже радиогоризонта, «подскок», пуск управляемого или неуправляемого оружие и быстрый уход.

На стороне ВКС России было преимущество организации и современной техники - самолеты ДРЛОиУ и истребительные патрули регулярно «подлавливали» швайнехундов по принципу «мне сверху видно все». В свою очередь пиндосы старались, используя РТР и пиндоские самолеты разведчики, предупредить швейнехундов возможности от «теплой встречи».

По мере стачивания остатков в свинолютваффе, пиндосы решили углубить и расширить их возможности, передав собственно «стендоффвепонс» - тактические крылатые ракеты «Шторм шэдоу»/«Скальп»/KEPD от всяких шведов и свои управляемые бомбы JDAM. Проблема была только, что все эти «скальпы» - «стандартная» мишень для ПВО. Поэтому в свете «продвинутой пиндоской» авиационной науки, применение «стендоффвепонс» планировалось массировать (четыре, нет, кутить так кутить, шесть самолетов разом!), сопровождая это пуском противорадиолокационных ракет HARM и ложных целей…

Но вот, в октябре свинолюфтваффе ждал нежданьчик в виде порядка 35 сбитых швайнехундовских литаков. Империя нанесла ответный удар. Вечор теперь никогда не будет томным…

Причиной «точки перелома», как практически сразу было объявлено, стал комплекс ПВО С-400. Заявленная комплексом дальность применения в 400 км формально позволяет сдуть свинолюфтов с половины окраины, если бы не кривизна Земли. Однако в октябре проблему кривизны Земли удалось решить. Первым шагом в этом направлении стало оснащение С-400 ракетами 40Н6Е с активной головкой самонаведение, не требующей подсветки от станции комплекса, ограниченной опять же горизонтом.


Красным - зона поражения "там, за горизонтом"

Формально ракеты комплекса 40Н6Е за счет АГСН могли достать цели за радиогоризонтом, но надо знать, куда запустить ракету, и более того, в процессе полета ее нужно корректировать, чтобы она не разминулось с весьма подвижной и маневренной целью. Обнаружение цели на фоне земли на большой дальности могли обеспечить самолеты ДРЛОиУ, но вот управление «чужими» ракетами сейчас - весьма редкий «хайтех». Впервые заявку на такую систему «загоризонтного» наведения сделали пиндосы в 2016 г., выдавая целеуказание для ракеты СМ-6 «Стандарт» с F-35В, правда через корабельный ЗРК. Как там у нас реализовано - тайна фирмы «Колокольчик»…

Вариантов может быть несколько - самый простой - через самолет ДРЛОиУ А-50.


Правда, необходимость действия таких самолетов вдали от «боевой линии» ограничивает дальность применения ракет 400-го - ибо даже с высоты в 10 км радиогоризонт где-то в 300 км, то есть 150-200 км дальности ЗРК для загоризонтной стрельбы могут оказаться не востребованы. Совсем другое дело наведение как у пиндосов с самолета 5-го поколения - с Су-57.


«Стелс» может действовать практически незаметным для РТР пиндосов у линии БС и даже за ней, а дальность его РЛС мало чем уступает самолету А-50 (кстати, и Су-35 из "истребительного патруля" подойдет). Тут уже становится понятно, зачем нужен новый комплекс С-500 с повышенной дальнобойностью… В отличие от связки «хантер-киллер» - А-50/истребитель - у комплекса С-400/«самолет целеуказатель» гораздо больше возможностей по отражению «массированного налета» (хи-хи-хи - 8-10 самолетов, а полк С-400 может обстреливать сразу 160 целей!) и времени реакции - ЗРК всегда на месте, а истребители еще порой надо ждать, когда прилетит с аэродрома/зоны ожидания.

В общем, встречайте новые реалии воздушной войны: учитывая дальность полета на малой высоте истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25 - их можно фактически списывать с баланса свинолюфтваффе, либо это произойдет естественным путем, но уже с пилотами - их будут сбивать прямо над взлетной полосой. Фактически шансы на боевое применения остаются только у Су-27 и Су-24, но их состояние у хвайнехундов плачевное, так как в отличие от того МиГ-29 запчасти к ним по миру фиг достанешь, а обслуживание «сухих» всегда было еще той проблемой.

Крайне интересно может теперь встать противостояние Израиля и Сирии - если сирийцы получат С-400 (а наши А-50 там и так сидят), то смогут реально закрыть небо над Палестиной (о чем израильтяне постоянно гундят, прося этого не делать). Появление С-400 у Ирана может в свою очередь сделать Персидский залив персидским заливом, припечатать «бетонной плитой» авиационные базы США в регионе и т.д. (где-то в уголочке тихо заплакал Тайвань)…

В сухом остатке: С-400 в комплексе с А-50/Су-57/Су-35 теперь оказывается не только точкой перелома в характере воздушных войн, но фактором геополитики, в ближайшем будущем оказывающим серьезное влияние на тех, у кого «чешутся руки»!

ПВО, чудеса на виражах, С-400, ДРЛОиУ, Су-57, Новороссия, Су-35, А-50

Previous post Next post
Up