Третьего дня «Мицубиси» заявила, что прекращает все работы по своему региональному самолету (MRJ, он же «Спэйсджет»). Работы по самолету шли 16 лет! И стоили 7 млрд долл. Фактически мечта японцев вернуться с ряд «авиапроизводящих» стран померла, так и не родившись. Если учесть, что предыдущая попытка создать коммерчески приемлемый самолет обломилась 50 лет назад - вероятно до конца века словосочетание «японский пассажирский самолет» канет в Лету…
Очень прикалывало в свое время, когда почти одновременно стартовали работы японцев и китайцев над своими региональными самолетами… Сколько было прогнозов, что теперь задавать ценой и качеством! «Куда вы с «Суперджетом» в «Калашный ряд»! Гы-гы-гы… Только умный и тактичный директор «Эмбраер» прокомментировал: «[Бразильская продажная женщина], как только на рынке появляется новое поколение двигателей, так сразу появляются «эксперты», которые считают, что они умеют делать самолеты!»
Ну, да, с одной стороны «Мицубиси» - один из трех гигантов японской промышленности, имевший к тому же большой объем работ в качестве «комплектатора» авиационных производителей (детали делал, короче говоря). Однако, ныряя с головой в новую для себя отрасль, японцы как-то забыли, что, например, те же бразильцы из «Эмбраера» выпустили аж три поколения своих региональных самолетов, несколько раз были на грани банкротства, прежде чем сумели втиснуться на рынок с первым поколением своих Е-джетов. Характерно, что второе поколение Е-джетов идет со скрипом (работы по 175-Е2 вообще прекращены).
В результате японцы хлебнули «добра» полной бочкой - планы начать поставки самолетов заказчикам переносились 8 раз! Самолет несколько раз капитально перепроектировался, первая опытная машина закладывалась аж два раза…
Кстати, «японо-мать» в этом не одинока: китайский ARJ-21 так и не получил международного сертификата и хотя возит китайцев, но с различными ограничениями (нельзя в плохую погоду, задние ряды нельзя занимать и тд). «Американские украинцы» - канадцы вообще разорились, пустив по ветру знаменитую когда-то «Бомбардьё», продав бизнес «региональников» за … 1 евро. Их «флаг» подняла «Эрбас» - ага, на «региональник» А220-100 у них сейчас аж 4 (четыре) заказа.
И «только умный тактичный» «Эмбраер», кстати, стартовав с разработкой нового поколения «региональников» позже всех, фактически стал монополистом на «международном рынке» (ага, две трети «региональников» эксплуатируются в США - вообще вместо слова «региональный» надо использовать «чисто американский самолет»), и тихо ждет, когда нехватка пилотов на местных авиалиниях США заставит ме-е-е-естный профсоюз пилотов снять ограничения на вес и вместимость «региональников»/«чисто американских самолетов». И снять все «сливки»!