Leave a comment

suvorow_ October 13 2022, 20:59:31 UTC
Вообще-то, гладкостенные баки ракет разгружаются от сжимающих нагрузок давлением наддува.
Старый "Атлас", на котором летал в космос Джон Гленн, был устроен точно так же, и у него не было подкрепляющего набора. Из-за этого были аварии, когда ломалась система наддува.
Но сделать работоспособной такую конструкцию вполне можно, и она даже выйдет легче подкреплённой.

вот видео той приснопамятной аварии.
Но другие Атласы летали нормально.

Reply

afirsov October 13 2022, 21:10:06 UTC
"Атлас" был постоянно под наддувом, да и конструкцию - одноразовая, а у Маска-то што - все наоборот?

Reply

alll October 13 2022, 21:13:20 UTC
Ну так если бочка садится на своих двигателях, то видимо рабочее давление в бочке должно быть до самого конца (каким бы он ни был).

Reply

suvorow_ October 13 2022, 21:16:22 UTC
Да, у Маска тоже должно быть под наддувом. На многоразовость это не влияет.
У Старшипа "какой-то" подкрепляющий набор есть, чисто для удобства обращения, чтобы он не складывался, если наддува нет совсем, но прочность и жёсткость - только за счёт наддува. Для того, чтобы обшивка не "играла", достаточно четверти атмосферы, а, для того, чтобы не было кавитации на входе в ТНА, надо атмосфер шесть.
Между прочим, когда у американцев, вслед за Челленджером гробанулись Титан и Дельта-2, они сняли с консервации Атлас, пролежавший 18 лет (и всё это время внутри него поддерживалось давление!), и успешно запустили.

Reply

afirsov October 13 2022, 21:21:13 UTC
То есть многоразовая ракета должна быть постоянно под давлением в течение всего времени эксплуатации? гениально! молчу уж, что там будет с наклеенными плитками теплозащиты на такую конструкцию, и со сварными швами, если она так и будет хлюпать

Reply

suvorow_ October 13 2022, 21:27:30 UTC
наддутая она хлюпать не будет. А, вот, чтобы она не теряла плитки теплозащиты, они крепятся только за середину, тогда при изменении давления наддува и упругой деформации всё убирается в швы (зазоры) между плитками.
И у этого решения тоже есть прототип :)
Когда Конкорд совершал свой первый трансатлантический рейс (испытательный, ещё без пассажиров), в нём лопнула ковровая дорожка - за счёт нагрева до 120 градусов в носовой части фюзеляж удлинился (могу соврать, но, вроде речь шла о 20 сантиметрах), и с тех пор коврик делили на несколько частей, и каждую крепили только с одного конца.
Но это-то фигня, а, вот, какие нетривиальные меры пришлось предпринять для заправки водородного бака "Энергии", который тоже уменьшался в размерах, по мере хода заправки, и охлаждался до -250 градусов, здесь описать не выйдет.

Reply

afirsov October 13 2022, 22:10:06 UTC
Компенсация теплового расширения конструкций ЛА - это вообще другая тема, и речь не о ней - тут именно потеря жесткости обшивки и ее деформация - та же плитка отлетит тут же (что у Маска раньше и происходила, а еще она ломалась). И держать под постоянным, контролируемым давлением ракету, которая будет многократно взлетать, приземляться, перевозиться, обслуживаться? не, чисто теоретически можно наплевать - но у всех металлических конструкций есть ресурс на количество нагружений/деформаций - что явно не айс, ибо ресурсные испытания ракеты Маск явно не проводил

Reply

suvorow_ October 14 2022, 05:53:47 UTC
я же не зря вспомнил про ракету, пролежавшую на хранении 18 лет. Ничего с ней не сделалось, и давление поддерживали, и всё такое.
Между прочим, многие американские ракеты нельзя в собранном виде поднимать из горизонтального положения в вертикальное, их собирают прямо на старте. Они не выдержат изгибающих нагрузок при подъёме. Зато у них относительная масса конструкции меньше, чем у советских.
Возить Старшип далеко не нужно, он делается там же, откуда будет взлетать и куда приземляться. И обслуживаться он будет там же.

Reply

llandaff October 14 2022, 07:10:45 UTC

на Марсе? :)

Reply

suvorow_ October 14 2022, 07:28:09 UTC
До Марса у Маска не хватит денег. Вон, уже отказался за Старлинк на Украине платить.

Reply

afirsov October 14 2022, 20:37:21 UTC
Так на хранении - это фактически ампулизация ракеты - заправил, заварил и забыл. "Тягать" ее особо не нужно.

>откуда будет взлетать и куда приземляться
Э, нет - Маск предлагает с ее помощью Пентагону роту солдат в любую часть Земли за 1 час доставлять, да ее выиграл конкурс по запуску на Луну (с посадкой на реголит и спуском астронавтов на лифте!).
Представляете, на такой ракете в космос полетят 150 человек?

Reply

suvorow_ October 14 2022, 21:12:10 UTC
какой "заправил"? Нет, это специальное устройство, которое реагирует, в том числе, на изменения атмосферного давления.
Как можно Атлас, работающий на жидком кислороде, заправить и заварить? Ампулизация - это про шахтные и лодочные ракеты, которые находятся в термостатированной среде с контролируемым давлением, и которые заправлены высококипящим топливом.

Reply

afirsov October 14 2022, 21:51:51 UTC
Не "заправил" - накачал, заварил - и привет.

Reply

suvorow_ October 14 2022, 21:58:28 UTC
При охлаждении ракеты давление внутри упадёт и её сомнёт. При нагреве - давление повысится и порвёт.
Но, главное, как её через заваренную горловину потом заправлять? Разваривать - давление упадёт, и она "сложится", как на том видео.
Нет, устройство там намного хитрее, но оно работало нормально уже в 60-е годы. Сейчас вообще не проблема.
То, что у Маска обшивка "играет" - это, значит, наддува ещё нет.

Reply

honzales October 14 2022, 12:44:55 UTC
Во-первых, на ваших картинках потеря не жесткости, а устойчивости тонкостенной оболочки, и что касается "ресурса на количество нагружений" - у сталей, в отличие от алюминиевых сплавов, есть предел выносливости.

Reply

afirsov October 14 2022, 20:39:42 UTC
Потеря устойчивости в следствии ЧЕГО? есть-то есть, но и консервную банку можно открыть одними руками именно таким способом, как на картинке

Reply


Leave a comment

Up